Производители топлива должны обеспечить регулярные продажи бензина и дизельного топлива на бирже для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Об этом говорится в сообщении пресс-службы правительства по итогам прошедшего у вице-премьера Александра Новака совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов.

«Он поручил производителям обеспечить равномерные и регулярные продажи бензина и дизельного топлива на биржевом рынке для покрытия потребностей внутреннего рынка, включая независимые АЗС», — отмечается в релизе.

В совещании приняли участие представители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, Министерства финансов, нефтяных компаний, а также Игорь Артемьев, помощник председателя правительства Михаила Мишустина.

Кроме того, летом ожидается очередная корректировка топливного демпфера, которая, возможно, еще не отыграна в росте цен на СПбМТСБ. Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, Минфин предлагает снизить его в два раза (на период с июля 2023 года по июль 2024 года). В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц.

При этом Федеральной антимонопольной службе поручат контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

Сайт источник

Цены на бензин на столичных АЗС продолжают расти после майских праздников, за неделю средневзвешенные цены на Аи-92 и Аи-95 увеличились на 10 коп., до 48,48 руб./л и 53,78 руб./л, сообщает Московская топливная ассоциация (МТА).

  Средневзвешенная розничная цена дизтоплива в столице за неделю незначительно выросла — на 1 коп., до 58,79 руб./л.

Биржевая цена бензина АИ-95 побила новый исторический рекорд, с начала мая она увеличилась почти на 10%. Розница этого не отражает.

Наиболее спорной темой стало сравнение стоимости топлива и энергии в РФ и других странах.

В США литр бензина стоит около доллара, а в РФ, по текущему обменному курсу, 60 центов.

В экспертной среде звучит призыв включать в расчеты паритет покупательной способности (ППС), отражающий реальную доступность товаров и услуг для жителей разных стран с учетом местных цен и доходов населения. И при таком расчете бензин на российских автозаправках (АЗС) вдвое дороже, чем на американских.

Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России побила в среду новый рекорд, составив 61,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

АИ-92 на бирже («Регуляр-92», европейская часть) стоит сейчас около 53,2 тыс. руб. за тонну. Это не исторический рекорд. Между тем эта марка бензина с начала мая тоже заметно подорожала на бирже – почти на 7%, следует из данных СПбМТСБ.

Розница такого удорожания не отражает. Как сообщил в среду Росстат, по состоянию на 22 мая бензин АИ-92 подорожал с конца апреля на 0,5%, АИ-95 – на 0,6%. Средние потребительские цены в целом на автомобильный бензин составили сейчас около 51,3 руб. за литр, если же ранжировать по маркам, то стоимость АИ-92 составила, по Росстату, в среднем по стране 47,5 руб., АИ-95 – почти 51,8 руб.

Как подчеркнул глава Минэнерго Николай Шульгинов, розничные цены на АЗС в стране стабильны. «Исходя из того, что маржа на АЗС на высоком уровне, мы не ожидаем такого отражения ситуации в опте на розничный рынок», – приводит его слова ТАСС.

Скажем так, хорошие цены могут теперь увидеть на своих автозаправках и американцы. Как сообщил ранее телеканал CNN, по состоянию на середину мая цена на топливо в США сократилась почти на 30% по сравнению с рекордно высокими значениями июня 2022-го. Литр бензина сейчас в США стоит в среднем около 1 долл. В России же – для сравнения – в пересчете по текущему обменному курсу речь идет примерно о 60 центах за литр.

Однако некоторые российские ученые призвали обратить внимание на сидящие глубоко внутри отечественного топливно-энергетического комплекса проблемы, выявить которые позволяет сравнение цен в России и в других странах, особенно в странах – экспортерах энергоресурсов. Важная ремарка – сравнение с учетом паритета покупательной способности.

В частности, этот тезис отстаивает в своих выступлениях и публикациях бывший замглавы упраздненного Министерства по атомной энергии, ученый, гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. Как показали его расчеты, которые касались 2021 года, с учетом ППС «стоимость» доллара в России составляет около 27 руб., а не те среднегодовые примерно 75 руб. за доллар, которые устанавливал в 2021-м Центробанк.

Судя по данным Международного валютного фонда (МВФ), примерно похожий разрыв наблюдался и в 2022 году. Правда, стоит уточнить, что МВФ оценивает такой важный для упомянутых выше расчетов показатель, как размер российского ВВП, выраженный в рублях, иначе, чем официальная статистика РФ, на которую опирается ученый (у МВФ размер ВВП РФ в рублях меньше, чем в российской статистике).

Итак, Нигматулин проводит расчеты, в ходе которых приходит к выводу, что в России в 2021 году стоимость, например, электроэнергии для конечных потребителей была почти в два раза выше, чем в США. Как следует из материалов, которые были ранее представлены в рамках Московского экономического форума, в России речь идет о 21 центе ППС за 1 кВт-ч против 11 центов в США.

Сравнение с США удобно, потому что именно их показатель служит в международной статистике эталоном: уровень цен в экономике США принят за базовый. Добавим, что несколько лет назад США впервые в новейшей истории достигли статуса нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов, то есть они стали больше поставлять за рубеж топлива, чем закупать его у других стран.

Но вызывает удивление  сравнение российских цен с внутренними ценами в том числе у других традиционных поставщиков энергоресурсов, попавших однажды под санкции, например, с Ираном. Там тоже, судя по расчетам Нигматулина, электроэнергия оказалась для конечных потребителей дешевле, составив около 13 центов ППС за 1 кВт-ч.

Цены на бензин отражают ту же тенденцию. Если в США сообщают в среднем об 1 долл. за литр, то в России это около 2 долл. по ППС, следует из расчетов ученого. 

Опрошенные эксперты соглашаются, что при сравнении экономик нужно учитывать возможности потребителей приобретать те или иные товары и услуги. Однако они указывают, в том числе на недочеты даже таких сопоставлений, которые тоже отражают не все тонкости ценообразования.

Как пояснила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль, в структуру стоимости энергоресурсов «входит множество налогов, а не только затраты на сырье». «Допустим, в стоимости литра бензина в России цена на сырье составляет всего лишь 30%, – утверждает эксперт. – А в США иная структура. Поэтому оценивать стоимость топлива с помощью ППС можно лишь для сравнения уровня жизни и доходов населения».

«Сопоставление по ППС позволяет оценить внутренние структуры потребления и реальные издержки населения или бизнеса, но это не абсолютный эталон, – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Ива Партнерс» Дмитрий Александров. – Только паритетом покупательной способности ограничиваться нельзя, поскольку важны и прямые сопоставления издержек, цен между различными странами».

Скептически настроены в пресс-службе Минэнерго. «Во-первых, в сравнении розничных цен по странам, рынки нефтепродуктов которых никак не связаны, нет никакого смысла, – сообщили в ведомстве. – В отсутствие государственного регулирования цен на нефтепродукты стоимость топлива зависит от локального регионального соотношения спроса и предложения. При этом государство формирует политику в сфере налогового, таможенного и тарифного законодательства с учетом особенностей социально-экономического пути развития».

В России, как подчеркнули в министерстве, «сделана ставка на стабильность розничных цен». Для этого выстроена комплексная система акцизов и демпфера. А на многих других дерегулированных рынках цены имеют высокую волатильность, они то очень высокие, то очень низкие, напомнили в Минэнерго.

И, судя по приведенным объяснениям, это значит, что многое зависит от того, в какой именно период проводятся сравнения цен: в удачный или не самый удачный, допустим, для России или для тех же США.

«Во-вторых, политика государства в области ценообразования на энергоносители и моторное топливо, в частности, формирует сигналы для общества – пользоваться личным транспортом или общественным, использовать бензин, дизельное или газомоторное топливо или постепенно пересаживаться на электромобили, – продолжили в пресс-службе. – Также решаются задачи мобильности населения, энергоэффективности и многие другие. Например, акцизы от моторных топлив в России используются как источник для финансирования строительства дорог».

Похожие наблюдения приводит доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова. «Чтобы оценивать затраты на энергию в странах, помимо ППС нужен многокомпонентный подход, – считает эксперт. – Необходимо учитывать тренды, связанные с переходом на альтернативные виды энергии, и освоение значительных бюджетов, прежде всего, в странах Евросоюза, которые ориентируются на энергетическую изоляцию на базе зеленой энергетики в будущем. Важно иметь в виду программы энергоэффективности, широко используемые в промышленном секторе, а также эффективность использования тепла домохозяйствами и топлива населением». Если люди выбирают прогулки вместо проезда на транспорте, это еще не значит, что их покупательная способность ниже, добавила эксперт.

В итоге, как сообщили в пресс-службе Минэнерго, «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Уточним, как можно судить, наиболее сильно должна завидовать ценникам на АЗС в России Норвегия, экспортирующая в Европу углеводороды, – со стоимостью бензина в среднем около 2 долл. за литр (без учета ППС). Но и в этом случае есть страны, причем тоже экспортеры, где цены без учета ППС ниже российских: это и Венесуэла с несколькими центами за литр бензина, и Иран со стоимостью литра менее 40 центов.

Сайт источник

На Западе опять подозревают Россию в невыполнении своих обязательств по сокращению добычи нефти.

Сомнения в этом высказали в агентстве Bloomberg, по данным которого во второй половине апреля — начале мая морской экспорт нефти из нашей страны достиг досанкционного уровня, почти 4 млн баррелей в сутки.

Признаков сокращения добычи не наблюдается, заключили в агентстве.

На это вполне можно было бы не обращать внимания, но создается негативный новостной фон, который может повлиять на других участников сделки ОПЕК+. Россия заявила о добровольном сокращении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки с марта этого года.

С мая к начинанию присоединились некоторые другие страны ОПЕК+. Суммарный объем снижения производства должен составить — 1,66 млн баррелей в сутки.

С апреля этого года Росстат перестал публиковать официальную статистику о нашей добыче, что только усилило подозрения в невыполнении Россией заявленных планов. После первых публикаций в СМИ об этом, вице-премьер Александр Новак заявил, что в апреле Россия вышла на целевой уровень сокращения, а рост морского экспорта нашей нефти нивелируется снижением трубопроводных поставок за рубеж. По-видимому, в это не очень поверили, к тому же статистики разных стран, компаний и агентств сильно отличаются друг от друга. 

Россия обязалась сократить добычу от уровня февраля, который был озвучен официально — 10,2 млн баррелей в сутки, то есть — до 9,7 млн баррелей. Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, несмотря на разницу в оценке абсолютного объема добычи, большинство зарубежных источников указывают на то, что Россия все-таки сокращает добычу нефти.

По данным Управления энергетической информации (EIA) минэнерго США, в феврале 2023 года добыча нефти в России составляла 11,11 млн баррелей в сутки, в марте — 10,86 млн баррелей, а в апреле 10,51 млн баррелей в сутки. Тем самым, сокращение добычи в период с февраля по апрель 2023 года составило 600 тыс. баррелей в сутки. Несколько иную оценку российской добычи приводит S&P Global Platts, в апреле 2023 года — 9,6 млн баррелей в сутки.

Здесь стоит уточнить, что у EIA речь идет о добычи нефти и газового конденсата, а у S&P Global Platts — только нефти. Доля газового конденсата в производстве нефти в России — 600-900 тыс. баррелей в сутки. Если отнять эти цифры от американских данных, то мы выйдем приблизительно на одинаковые уровни и близкие к последней опубликованной российской статистике. 

Остается разобраться с растущим экспортом. В 2022 году по трубопроводу «Дружба» в Европу уходило в среднем около 800 тыс. баррелей в сутки. Из них почти 500 тыс. баррелей в сутки уходило по Северной ветке в Германию и Польшу, но в феврале 2023 года поставки российской нефти по этому маршруту прекратились полностью. По Южной ветке «Дружбы» (чуть менее 300 тыс. баррелей в сутки) прокачка продолжается, хотя и немного снизилась, примерно на 30-40 тыс. баррелей в сутки. Выпадающие объемы трубопроводного экспорта по обеим веткам мы вполне можем отправлять за рубеж морем.

До санкций в среднем мы продавали за границу около 4,5-4,6 млн баррелей нефти в сутки. В апреле 2023 года морские отгрузки составили — 3,76 млн баррелей в сутки, согласно данным S&P Global Platts. С учетом Южной ветки «Дружбы» и трубопроводных поставок в Китай (максимальная мощность прокачки в Поднебесную — около 600 тыс. баррелей в сутки), наш экспорт сейчас находится на уровне не выше 4,61 млн баррелей в сутки. То есть в этом году мы действительно вышли на досанкционный уровень экспорта.

Но февральский уровень добычи нефти (от которого мы отсчитываем сокращение) был 10,2 млн баррелей в сутки, а средний уровень добычи (без газового конденсата) в 2021 году был 9,6 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК), — даже чуть ниже, чем на который должна выйти Россия после сокращения. А это означает, что отечественные компании при таком уровне добычи вполне могут суммарно экспортировать указанные объемы нефти.

Кроме того, как отмечает главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, сокращение добычи не обязательно означает снижение экспорта. При уменьшении объемов переработки нефти возможен и рост экспорта. В апреле-мае нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) часто уходят на сезонный ремонт, поэтому временное снижение российской нефтепереработки вероятно. Отдельный вопрос — потребление нефтепродуктов внутри страны. Здесь также нельзя исключать снижения, которое может уменьшить объем переработки. Также есть еще объемы экспорта по трубопроводам в КНР — еще одна переменная, входящая в это уравнение. Они попадают в китайскую статистику, но с опозданием, уточняет эксперт.

В результате получается, что Россия сейчас не только выполняет свои обязательства по сокращению добычи, но, возможно, даже немного перевыполняет их. Последний довод сторонников «российского нефтяного заговора», что снижение производства не ощущается на мировом рынке, не выдерживает критики. Целью сокращения было не поставить рынок на дыбы, а снизить дисконт на российскую нефть.

Кроме того, 500 тыс. баррелей в сутки не такой большой объем для глобального рынка, а другие страны ОПЕК+ только в мае присоединились к сокращению добычи. Поэтому эффект от совместных действий альянса будет ощутим не раньше лета этого года.

Сайт источник

 Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России немного снизилась после достижения исторического максимума в 61,796 тыс. рублей за тонну 19 мая, прервав таким образом четырехдневный рекордный рост, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-95 за день опустилась на 0,5%, до 61,5 тыс. рублей, после того, как росла с 16 мая, а 17 мая впервые преодолела планку в 61 тыс. рублей за тонну. Бензин Аи-92 подешевел на 0,2% — до 52,886 тыс. рублей за тонну.

Стоимость летнего дизельного топлива выросла на 0,4% — до 51,672 тыс. рублей за тонну, топочного мазута — почти на 4%, до 15,02 тыс. рублей. Цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) по итогам торгов 22 мая сохранилась на уровне 65,135 тыс. рублей за тонну.

Сайт источник

Компании-владельцы нефеперерабатывающих заводов намерены просить правительство продлить сроки модернизации производств по инвестиционным соглашениям с Минэнерго на два года с сохранением действия инвестиционной надбавки (коэффициент Кинв).

«Необходимость продления сроков действия соглашений между нефтяными компаниями и Минэнерго проявилась сразу после введения беспрецедентных санкций. Последние десятилетия российские компании широко закупали технологии и оборудование у ведущих западных компаний. Отсутствие подобной возможности на текущий момент требует перепроектирования с применением отечественного (или из дружественных стран) оборудования. Для этого и нужно продлять сроки», — сказал Иванов.

Он отметил, что самыми проблемными в условиях санкций оказались технологии гидрокрекинга, коксования и производства водорода.

«Почти у всех компаний, подписавших соглашения, возникла необходимость в продлении сроков. Все участники процесса понимают необходимость данного продления, и остается только определить конкретные условия», — подчеркивает глава ассоциации.

В протоколе в числе участников совещания упомянуты «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «ТАИФ», «ТАНЕКО» (контролируется «Татнефтью»), «Газпром переработка» и «Мозырский НПЗ».

Дополнительная инвестиционная надбавка (коэффициент Кинв) к обратному акцизу на нефтяное сырье для НПЗ, реализующих проекты модернизации, была введена в 2021 году сроком на десять лет (постановление правительства от 19 февраля 2021 года № 219). В рамках этого механизма Минэнерго заключило с нефтяными компаниями 21 инвестсоглашение на сумму более 1,6 трлн рублей. Сейчас эти инвестсоглашения предполагают завершение модернизации производств до конца 2026 года. Несоблюдение сроков приводит к лишению права на инвестиционную надбавку к налоговому вычету в течение всего срока действия, начиная с первого налогового периода ее применения.

В апреле 2022 года Минфин сообщил, что направил в правительство законопроект, увеличивающий для НПЗ срок модернизации производств по инвестсоглашениям на два года, однако о дальнейшей судьбе этой инициативы не сообщалось.

Сайт источник

 

Средние розничные цены на бензин в России за период  с 11 по 15 мая 2023 года выросли на 10 копеек и составили 51,12 рубля за один литр, говорится в материалах Росстата.

Средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 9 копеек и составили 47,38 рубля за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 10 копеек — до 51,62 рубля за литр, цена Аи-98 также выросла на 10 копеек и составила 61,93 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива в среднем по России не изменилась и составила 58,1 рубля за литр.

 Цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России на бирже по итогам торгов во вторник выросла на 1,72% и составила 60,608 тыс. рублей за тонну. Таким образом, стоимость этого вида топлива обновила рекорд, достигнутый в сентябре 2021 года, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Предыдущий ценовой максимум был достигнут в сентябре 2021 года — тогда стоимость бензина Аи-95 поднялась до 60,57 тыс. рублей за тонну.

Бензин Аи-92 подорожал на 1,91%, до 52,282 тыс. рублей за тонну. Стоимость летнего дизельного топлива увеличилась на 0,45%, до 50,533 тыс. рублей за тонну, топочного мазута — снизилась на 0,67%, до 13,69 тыс. рублей за тонну. Цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) по итогам торгов не рассчитывалась.

Сайт источник

Стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по итогам торгов четверга превысила 60 тысяч рублей, вплотную приблизившись к своему историческому рекорду, свидетельствуют данные торгов. 

Бензин Аи-95 по территориальному индексу Европейской части России подорожал в четверг на 0,48%, до 60 248 рублей за тонну. Это близко к рекордному значению в 60 570 рублей, которое было достигнуто 27 сентября 2021 года.

Стоимость марки Аи-92 увеличилась на 0,12%, до 52 565 рублей. Летнее дизельное топливо потеряло в цене 0,05%, его стоимость составила 50 643 рубля за тонну. Также подешевел мазут на 1,31%, до 13 633 рублей.

Сайт источник

Бюджет РФ получил 2,2 трлн рублей нефтегазовых доходов в январе — апреле 2023 года. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в среду на сайте Минфина России.

«Нефтегазовые доходы составили 2,2 трлн рублей и снизились на 52% год к году, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа», — говорится в сообщении.

По предварительной оценке Минфина, ненефтегазовые доходы за этот период составили 5,5 трлн рублей и увеличились на 5% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. «Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возврат переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область — в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы)», — указывается в сообщении.

По данным министерства, в целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января — апреля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете. 

Сайт источник

Минфин предложил ряд изменений в налогообложение нефтяных компаний, этим предложениям еще предстоит пройти обсуждение в правительстве, сообщили источники, знакомые с ходом обсуждения.

Так, Минфин предлагает в расчете демпфера по бензинам и дизельному топливу снизить вдвое дельту между экспортной и внутренней ценой с 1 июля 2023 года по 30 июня 2024 года.

Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что ведомство предлагает снизить в два раза маржу нефтепереработчиков, начиная с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу снизятся на 30 млрд руб. в месяц, заметил он.

Силуанов говорил также, что правительство обсуждает совершенствование методики расчета налогов для нефтяников, с целью установить в них «справедливую» цену нефти, с которой взимаются налоги.

С апреля НДПИ платится исходя из фактической цены Urals (рассчитывается агентством Argus), но не меньше цены Brent за минусом определенного дисконта: с апреля он составляет $34 за баррель, в мае — $31 за баррель, в июне — $28 за баррель, с июля и далее — $25 за баррель.

Теперь обсуждается вариант уплаты налога по цене, наибольшей из трех величин: фактической цены Urals (по расчету Argus), дисконтированной цены Brent (при этом, один из обсуждаемых вариантов — снизить дисконт с сентября до $20 за баррель) либо цены, которая будет установлена по методике ФАС, согласованной с Минфином. Данная методика предполагает расчет средней цены нефти в российских портах — Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также цены поставок по нефтепроводу «Дружба».

В расчет пошлины на нефть, как предполагается, будет введен индекс СПбМТСБ, также на основе средней цены российской нефти в морских портах Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также поставляемой по нефтепроводу «Дружба».

По аналогии с расчетом НДПИ в пошлине установлен дисконт к Brent, но только с июня. Теперь для расчета пошлины предлагается использовать бОльшую из величин: фактическую цену Urals, дисконтированный Brent или индекс биржи СПбМТСБ. С сентября дисконт к Brent предлагается установить также в размере $20 за баррель.

Также одним из предложений является перенести начало налогового вычета по ННД для 3-й группы месторождений с 2024 на 2027 год.

Сайт источник

Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в апреле 2023 года составили 107,2 млрд рублей, тогда как в апреле 2022 года они равнялись 450,3 млрд рублей, говорится в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов бюджета на сайте Минфина.

В январе-апреле 2023 года выплаты составили 360,5 млрд рублей против 801,9 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года.

С 1 апреля 2023 года вступил в силу скорректированный демпфер по бензинам и ДТ — увеличен с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также вступил в действие ценовой дифференциал при расчете демпфера по ДТ с пределом в $10 за баррель.

Исследовательская группа «Петромаркет» ранее оценила выплаты нефтяным компаниями из бюджета в апреле в размере 100 млрд рублей, а экономию бюджета — в 26,5 млрд рублей. При этом эксперты подчеркивали, что апрельские скорректированные параметры топливного демпфера незначительно сказались на прибыльности НПЗ — маржа переработчиков в апреле продолжала находиться на высоких уровнях, порядка 11-12 тысяч рублей/т, что всего на 1 тысячу рублей/т ниже значения величины, рассчитанной при прежних формулах демпфирующих надбавок.

Именно тот факт, что апрельская корректировка демпфера не дает серьезной экономии бюджета, стал причиной для обсуждения более радикального изменения параметров этого механизма.

В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и — чтобы исправить эту ситуацию — Минфин предлагает снизить его в два раза, с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

Как сообщалось, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу по итогам 2022 года составили 2,16 трлн рублей. В 2021 году они равнялись 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей. В 2019 году бюджет заплатил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд рублей.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная — нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что некорректно стало считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов, а российская нефть Urals стала торговаться с дисконтом. В настоящее время Минфин ищет оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы увеличить экономию бюджета РФ, но и резко не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов, а также всего топливного рынка.

Сайт источник

Планы Минфина вдвое сократить выплаты по демпферу с июля 2023 года, могут привести к подорожанию топлива. Данные изменения могут экономить до 30 млрд рублей бюджета страны ежемесячно. Это в свою очередь, может привести к сокращению маржи нефтеперерабатывающих заводов вдвое, что отразится на стоимости оптовых цен. 

 

Стоимость бензина марки «Регуляр-92» в европейской части России по итогам торгов в апреле 2023 года увеличилась на 9%, а стоимость бензина марки «Премиум-95» выросла почти на 10%. 

Цена бензина Аи-92 выросла за апрель на 9%, до 49,9 тыс. рублей за тонну, так 27 апреля его стоимость впервые с февраля 2022 года превысила 50 тыс. рублей за тонну. Бензин Аи-95 подорожал за месяц на 9,7%, до 56,356 тыс. рублей за тонну

Летнее дизельное топливо подорожало на 1,5%, до 50,525 тыс. рублей за тонну. Стоимость авиакеросина подросла на 1%, и составила 64,6 тыс. рублей за тонну.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который с июня 2023 года ограничивает размер дисконта на российскую нефть марки Urals по отношению к марки Brent при расчете экспортной пошлины на нефть. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. 

Если средняя цена Urals на средиземноморском и роттердамском рынках за период мониторинга с 15 апреля по 14 мая будет ниже Brent на 204,4 доллара за тонну (28 долларов за баррель), а с 15 мая по 14 июня и далее — на 182,5 доллара за тонну (25 долларов за баррель), то в расчете пошлины на июнь цена Urals будет установлена как Brent минус 204,4 доллара, а с июля — как Brent минус 182,5 доллара. Если цена Urals будет выше этих значений, то для расчетов будет приниматься она.

Кроме того, вносится корректировка в расчет НДПИ для участков недр, при разработке которых исчисляется налог на дополнительный доход (НДД). Коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на таких участках, увеличивается на дисконт. Это изменение будет действовать до конца текущего года.

Сайт источник

Биржевые цены на бензин в России ускорили темпы роста на новостях о возможной корректировке демпфирующего механизма, сдерживающего рост цен на топливо, свидетельствуют данные торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-92 по территориальному индексу Европейской части России по итогам торгов понедельника снизилась на 0,87%, а Аи-95 вырос на 0,16%. Но во вторник рост цен обеих марок ускорился почти до 1%. По итогам торгов среды Аи-92 подорожал на 2,11%, до 49 576 рублей за тонну, Аи-95 — на 1,69%, до 55 486 рублей.

Демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива.

Сайт источник

На минувшей неделе биржевые цены на бензин марки Премиум-95 увеличились на 4,19% — до 53600 руб./т, на Регуляр-92 — на 4,84%, до 48698 руб./т, согласно информации Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) на пятницу по сравнению с показателями понедельника. 

Федеральная антимонопольная служба России не видит предпосылок к формированию на внутреннем рынке дефицита топлива и росту цен на него. Запасов нефтепродуктов в России сейчас достаточно, сообщил журналистам глава ведомства Максим Шаскольский.

«Таких предпосылок нет. Компании знают о том, что приоритетом является насыщение внутреннего рынка. Топлива у нас достаточно, цены на заправках не меняются», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Сайт источник

Потребительские цены на бензин в РФ с 11 по 17 апреля не менялись относительно уровня предыдущей недели после того как незначительно, на 0,01%, росли с 4 по 10 апреля, повысились на 0,02% с 28 марта по 3 апреля и на 0,04% с 21 по 27 марта, сообщил в среду Росстат.

По отношению к началу года цены на бензин остались неизменными при общей инфляции 1,88%.

Средняя стоимость литра бензина по стране на 17 апреля составляла 50,91 руб. (на 10 апреля — также 50,91 руб.). Стоимость литра АИ-92 — 47,19 руб. (47,20 руб.), АИ-95 — 51,41 руб. (также 51,41 руб.), АИ-98 — 61,65 руб. (также 61,65 руб.).

Потребительские цены на дизельное топливо в РФ с 11 по 17 апреля оставались неизменными после снижения на 0,1% на неделе с 4 по 10 апреля и стабильности с 28 марта по 3 апреля. С начала года дизель подешевел на 0,5%. Средняя цена ДТ в стране на 17 апреля составила 58,20 руб. за литр (на 10 апреля — 58,22 руб.).

Производство бензина в РФ на неделе с 10 по 16 апреля, по данным Росстата, выросло на 0,7% по сравнению с предыдущей неделей и составило 839,3 тыс. тонн. Выпуск дизельного топлива понизился на 0,8% — до 1 млн 755,5 тыс. тонн.

Сайт источник

Оборот по всем секциям Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в январе-марте 2023 года составил 308,182 млрд рублей, что на 10,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщила биржа.

«За отчетный период на СПбМТСБ отмечен рост количества участников торгов и их клиентов до 5,6 тыс. (по сравнению с чуть более 4 тыс. годом ранее), объема торгов по нефтепродуктам (+5,7% к аналогичному периоду 2022 года), нефти (+673,6% раз) и природному газу (+97,6%). Увеличилось количество зарегистрированных внебиржевых договоров по нефтепродуктам (+10,8% к аналогичному периоду 2022г), природному газу (+178,3%) и углю (+5,6%)», — говорится в пресс-релизе.

Сайт источник

 Российский нефтегазовый экспорт в 2023 году снизится на 6,7%, говорится в «Сценарных условиях функционирования экономики РФ и основных параметрах прогноза социально-экономического развития на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Документ подготовлен Минэкономразвития.

«В 2023 году нефтегазовый экспорт сократится на 6,7% в реальном выражении, ненефтегазовый экспорт будет восстанавливаться за счет переориентации поставок в дружественные и нейтральные страны», — отмечается в документе.

В 2023 году ожидается снижение экспорта до $465,9 млрд ($588,3 млрд в 2022 году) при росте импорта до $313,8 млрд ($280,4 млрд годом ранее).

Также в текущем прогнозируется снижение сальдо счета текущих операций до $86,8 млрд против $233 млрд в 2022 году. На 2024 год ожидается снижение до $81 млрд, в 2025 году — до $73,6 млрд, в 2026 — до $63,6 млрд.

Сайт источник

ОПЕК второй месяц подряд не меняет прогноз роста спроса на нефть в 2023 году, ожидая его на уровне 2,3 млн б/с, сообщается в ежемесячном отчете организации.

Оценка роста потребления в 2022 году также осталась почти неизменной — 2,5 млн б/с. Аналитики альянса лишь слегка скорректировали оценки спроса на нефть в 2022 и 2023 годах, понизив их на 10 тыс. б/с — до 99,57 млн б/с и 101,89 млн б/с соответственно. Корректировка не повлияла на прогноз альянса по росту спроса на нефть по итогам 2023 года — 2,3 млн б/с.

ОПЕК повысила прогноз потребления нефти в первом квартале 2023 года, но понизила в остальных трех: в I кв. 2023 г. прогноз повышен на 270 тыс. б/с — до 101,55 млн б/с, во II кв. оценка понижена на 70 тыс. б/с — до 100,7 млн б/с, в III кв. на 110 тыс. б/с — до 102,03 млн б/с, а в IV кв. на 120 тыс. б/с — до 103,27 млн б/с.

Текущее ослабление рубля связано с падением поступлений экспортной выручки после введения «потолка» цен на нефть, в дальнейшем ситуация выровняется, заявил зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин на заседании совместной рабочей группы по подготовке к рассмотрению годового отчета Банка России за 2022 год в Госдуме.

Поступления экспортной выручки в настоящее время отражают ситуацию с ценами и объемами, в первую очередь нефтегазового экспорта, наблюдавшуюся в конце декабря — начале января, «когда была самая тяжелая ситуация в плане эффектов от введения «потолка» цен на нефть», добавил Заботкин.

«После того, как мы пройдем нижнюю точку, связанную с введением «потолка» по нефтепродуктам, который случился в феврале, после этого экспортная выручка начнет восстанавливаться. При этом импорт, как мы знаем, устойчиво растет, в том числе по причинам, связанным с необходимостью восстановления производственных цепочек и так далее. В этих условиях это ослабление курса — результат того, что мы сейчас проходим нижнюю точку с точки зрения поступления экспортной выручки из-за ее проседания в начале года, дальше динамика будет более гладкая», — отметил зампред ЦБ.

Сайт источник

Российские компании в условиях эмбарго  на поставку нефтепродуктов, тем не менее  в марте установили новый рекорд по объемам экспорта топлива по морю. Поставки выросли к марту 2022 года на 31,2% и составили 3,13 млн баррелей в сутки.

Отметим, что предыдущий рекорд был поставлен в феврале 2022 г., тогда этот показатель составил 3,1 млн баррелей в сутки.

Стоимость барреля российской нефти марки Urals превысила 60 долларов вслед за ростом цен на Brent, которая сейчас стоит чуть меньше 85 долларов. Brent резко подорожала в начале недели после решения стран ОПЕК+ сократить добычу.

Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в марте 2023 года составили 96,7 млрд рублей, тогда как в марте 2022 года они равнялись 152,8 млрд рублей, сообщается в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, размещенных на сайте Минфина.

В январе-марте 2023 года такие выплаты составили 253,3 млрд рублей против 351,6 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года.

Сайт источник

 

 

В марте дизельное топливо поставляли Турции. Объем отгрузок в эту республику вырос почти вдвое, и составил около 1,6 млн тонн. 

В Бразилию Россия отгрузила из своих портов приблизительно 300 тыс. тонн дизтоплива, аналогичный объем — в Объединенные Арабские Эмираты. Отгрузки в Саудовскую Аравию наоборот снизились на 86,3%, с 485 тыс. тонн в феврале до 66 тыс. тонн в марте.

Примерно 1 млн тонн дизтоплива отправились в африканские страны. Примерно 0,7 млн тонн мартовских поставок дизеля пока не имеют конечного пункта назначения. 2,5 млн тонн находятся в пути к месту назначения.

Объем торгов дизельным топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже  за период январь — март 2023 года вырос в натуральном выражении на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 3,173 млн тонн. При этом объем торгов автомобильными бензинами уменьшился на 3,7%, до 2,123 млн тонн, следует из материалов торговой площадки.

В целом объем торгов нефтепродуктами на бирже в первом квартале 2023 года увеличился на 5,7%, до 6,713 млн тонн. Однако в стоимостном выражении показатель снизился на 13,3%, до 280,44 млрд рублей.

Продажи бензина марки «Регуляр-92» за отчетный период уменьшились на 5,7%, до 1,328 млн тонн, в то время как объем реализации бензина марки «Премиум-95» вырос на 0,6%, до 0,776 млн тонн.

Сайт источник

Приоритетом российского энергетического экспорта следует сделать поставки продукции с большей добавленной стоимостью, в частности, продуктов нефтегазохимии, объявили в Минэкономразвития.

Как пояснили в ведомстве, «максимизация… экономического роста во многом зависит от способности решить именно этот вопрос».

По мнению же аналитиков, такой переход потребует существенных затрат, что в условиях снижения поступлений от продажи более привычных нефти и газа может оказаться проблематичным. Тем более, что потребуется решать вопросы, связанные и с инфраструктурой, и с оборудованием, и с технологиями.

Фактически предлагается постепенно уходить от простого экспорта сырья, делая акцент на поставках более сложной продукции. Но здесь, вероятно, есть свои ограничения. К примеру, чиновники также выступают за дальнейшее расширение экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из России. «Это ключевая задача в нынешних условиях, когда инфраструктура (поставок) в Европу пострадала, и мы потеряли достаточно большой объем экспорта трубопроводного газа. Мы будем развивать и поставки в восточные страны. Рынок СПГ развивается активно», – обращает внимание Новак.

РФ намерена к 2030 году выйти не менее чем на 100 млн т производства СПГ. Но для этого, по словам чиновника, необходимо, с одной стороны, обеспечить такие проекты ресурсной базой, с другой – обеспечить независимость с точки зрения технологий и производства соответствующего оборудования. Глава Минэнерго, в свою очередь, среди целей отрасли обозначил продолжение модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и создание нефтехимических мощностей.

Однако независимость технологий и производство собственного оборудования может стать проблемой. Продекларировать такие цели и на практике развивать импортонезависимость технологий – не совсем одно и то же.

 

Сайт источник

Нефтяники выступили с предложением повысить приоритетность поставок топлива по железной дороге для потребителей на востоке страны, скорректировав временные правила определения очередности перевозок ж/д грузов.

В условиях проблем пропускной способности БАМа и Транссиба, прием грузов к перевозке осуществляется с учетом приоритетов, установленных во временных правилах определения очередности. Предлагается закрепить за ними четвертую очередь (сейчас топливо входит в пятую), куда входят субсидируемые грузы.

 

Вице-премьер Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования монометиланилина (ММА) в качестве присадки для его выпуска.

До 2016 года данная присадка применялась на нефтеперерабатывающих заводах, но была запрещена ввиду негативного влияния на экологию. Нововведение позволит снизить себестоимость изготовления до 15%.

Кроме того, сейчас производство бензина в стране избыточно и еще большее увеличение объемов его выпуска пока нецелесообразно, утверждают участники рынка.

Монометиланилин — это добавка для увеличения октанового числа бензина (показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива, то есть его способность противостоять самовоспламенению при сжатии). Недостаточно высокое октановое число может приводить к проблемам с моторами у машин. Добавка ММА применялась на российских нефтеперерабатывающих заводах до 2016 года, но была запрещена Минэнерго. Тогда ведомство указало на негативное влияние присадки на бензин, а также на состояние агрегатов автомобиля и экологию. 

Мировые цены на нефть в четверг 23 марта вновь снижаются примерно на 1%, тогда как в течение последних трех дней был отмечен рост, свидетельствуют данные торгов.

Цена майских фьючерсов на нефть марки Brent снижается на 0,87%, до 76,02 доллара за баррель, майских фьючерсов на WTI — на 1,07%, до 70,14 доллара.

В 2022 году себестоимость добычи нефти в России упала с 33,1 тысячи рублей за тонну в первом квартале до 18,6 тысячи в четвертом квартале. Такие данные приводит Росстат.

Учитывая дисконт на нашу нефть на мировом рынке из-за санкций ЕС и США, снижение себестоимости добычи — факт отрадный, если бы не одно «но».

В среднем себестоимость добычи нефти в России непрерывно растет с 2012 года, и даже 18,6 тысячи рублей за тонну на 20 процентов выше максимальных показателей до 2021 года.

В расчеты Росстата не включены налоги, то есть речь идет исключительно о стоимости извлечения нефти из недр. Чем ниже себестоимость, тем больше зарабатывает денег компания, тем большую налоговую нагрузку она может выдержать.

Одновременный рост себестоимости добычи и налоговой нагрузки может привести к весьма нежелательному результату — остановке новых дорогостоящих проектов и снижению производства. Не секрет, что ресурсная база России по нефти ухудшается. В наших недрах еще очень много черного золота, но добывать его с каждым годом становится все сложнее, а главное, дороже.

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, в эксплуатацию вовлекаются месторождения с более низким дебитом и худшими геологическими условиями, характеризующиеся относительно большей себестоимостью извлечения сырья. В период сокращения добычи по условиям соглашения ОПЕК+ из эксплуатации выводились наименее рентабельные объекты, а теперь часть из них, наоборот, возвращается в строй.

К счастью, дело не только в этом. По мнению замдекана экономического факультета МГУ Александра Курдина, повышение себестоимости добычи российской нефти в 2022 году на 18-19 процентов в среднегодовом выражении не представляется чрезмерным с учетом прошлогоднего уровня потребительской инфляции (11,9 процента). Скачок объясняется ситуацией первого квартала 2022 года, когда себестоимость возросла сразу более чем на 40 процентов. Этот всплеск связан и с резким скачком курса доллара, и с общим нарушением цепочек поставок, к которому никто не успевал приспособиться. По мере снижения курса доллара и адаптации предприятий к изменениям в цепочках поставок началось и сокращение себестоимости в течение 2022 года.

Свою роль сыграли и западные санкции. Российский рынок нефтесервиса сильно зависит от поставок западного оборудования и технологий, соответственно, ограничения на нем приводят к росту цен и поиску альтернативных источников поставок, считает эксперт «Яков и Партнеры» Геннадий Масаков. 

С этим согласен Андрианов. С его точки зрения, в перспективе широкое использование импортозамещающего российского оборудования взамен западного будет благоприятно сказываться на экономических показателях отрасли, однако в моменте разрыв прежних технологических и логистических цепочек негативно отразился на расходах нефтяных компаний.

Но это уже произошло, и возникает вопрос, что дальше, ведь налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании растет. По мнению Масакова, факторы курса рубля и цены нефти, в ближайшем времени определят объективную себестоимость добычи. Но маловероятно, что она вернется к уровню 2018-2019 годов (12-15 тысячи рублей за тонну) из-за усложнения логистики и роста доли трудноизвлекаемых запасов.

Повышение себестоимости добычи вследствие ухудшения качества запасов — это долгосрочная тенденция, считает Андрианов. И поэтому данный показатель в перспективе будет расти даже вне зависимости от того, будем мы наращивать производство или сокращать. И это соображение надо учитывать при выстраивании фискальной политики государства.

В 2023 году дополнительные налоговые изъятия в нефтяной отрасли составят 420 миллиардов рублей, отмечает Андрианов. Налоговая нагрузка на нефтяную промышленность увеличится с 73 до 75 процентов выручки. То есть три четверти денежного потока, генерируемого нефтяными компаниями, сегодня уходит на налоги. Понятно, что в цену нефти это никак не транслируется — цена зависит не от уровня налогообложения, а от ситуации на рынках. Но такая высокая фискальная нагрузка подрывает потенциал отечественной нефтяной отрасли, препятствует реализации новых перспективных проектов, внедрению передовых технологий и все это неизбежно будет в дальнейшем отражаться, в том числе и на росте себестоимости добычи. А в худшем варианте может и вовсе привести к обвалу производства нефти в стране, считает эксперт.

А неконтролируемый обвал производства — это прямая угроза для бюджета страны, который, как уж было сказано, минимум на треть зависит от нефтегазовых доходов. Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, в России продолжается «большой налоговый маневр». Это поэтапное сокращение экспортных пошлин и пропорциональное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний. Перенос нагрузки с экспорта на добычу должен привести к расширению налоговой базы и, как следствие, увеличению бюджетных доходов: по оценке Минфина, объем дополнительных бюджетных поступлений в период с 2019 по 2024 годы (то есть за весь период налогового маневра) должен составить один триллион рублей. Налоговый маневр будет отражаться на издержках нефтедобычи до 2024 года, поясняет эксперт.

Сейчас рост налогов и одновременное повышение себестоимости добычи вкупе со снижением экспортных цен на российскую нефть может привести к серьезному пересмотру планов компаний по разработке новых месторождений и проектам по освоению трудноизвлекаемых запасов (ТРиЗ). Фактически отечественные нефтяники могут пойти по пути европейских компаний, которых «заклевали» прогнозами об отказе от углеводородов, и они стали сокращать инвестиции в будущие проекты. Чем это закончилось, известно. Сейчас Европа готова скупать нефть и газ по самым высоким ценам, но все равно не хватает. У нас дефицит, конечно, едва ли случится, но добыча и экспорт просесть могут, а это ударит в первую очередь по бюджету, ради которого налоги и повышаются. 

Сайт источник

ОПЕК+ считает, что падение цен на нефть на этой неделе более чем до годового минимума вызвано опасениями за финансовый сектор, а не дисбалансом спроса и предложения, и ожидает стабилизации рынка, передает агентство Reuters со ссылкой на делегатов ОПЕК+. 

В среду Brent подешевела на 4,9%, WTI — на 5,2%. При этом цена Brent опускалась ниже 72 долларов за баррель, а WTI — ниже 70 долларов впервые с 2021 года. Инвесторы опасаются рецессии и обвала акций банковского сектора в Европе и США после банкротства ряда американских банков, включая крупный Silicon Valley Bank (SVB), и проблем у швейцарского Credit Suisse.

Сайт источник

 

 15 марта стоимость майских фьючерсов на эталонный сорт в Лондоне опускалась ниже $72 за баррель, крайний раз такие значения фиксировали в декабре 2021 года. За день Brent потерял больше 7%. Аналитики связывают это с банковским кризисом в США и Европе после банкротства SVB и проблемах швейцарского Credit Suisse.

В тоже время, министерство финансов РФ пока не планирует никаких действий из-за падения цены нефти, продолжая мониторинг ситуации на рынке.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 апреля 2023 года вырастет на $0,1 — с $14,2 до $14,3 за тонну, следует из расчетов, опубликованных в среду Минфином.

Это второй подряд месяц, когда пошлина растет (с 1 марта она прибавила $1,4). До этого пошлина два месяца снижалась, в том числе сразу в 2,6 раза — с января.

Средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 февраля по 14 марта 2023 года составила $50,8 за баррель, или $370,9 за тонну, сообщил Минфин. Это означает, что дисконт Urals продолжает медленно снижаться с рекордных уровней и составил около 38,8% к Brent (его средняя цена за этот период — $83,05). 

 

Средняя розничная стоимость дизельного топлива на столичных АЗС за минувшую неделю не изменилась, оставшись в районе 58,8 руб./л, согласно данным Московской топливной ассоциации (МТА). 

Предыдущие 3 недели цена дизельное топливо на АЗС Москвы снижалась на 4-9 копейки еженедельно. 

Розничные цены на бензин в столице остаются стабильными, начиная с декабря прошлого года.

Нефтегазовые доходы бюджета в феврале этого года выросли до 521 млрд рублей, это почти на 96 млрд рублей больше, чем в январе, но ниже на 148,6 млрд запланированных. Такие данные приводит Минфин.

В январе бюджет недосчитался 159,6 млрд рублей (425,5 млрд рублей), то есть отставание от ожидаемых доходов в феврале сократилось всего на 7%, хотя общий объем поступлений вырос.

Увеличение поступлений из отрасли было запланированным. В феврале бюджет получил выплаты от нефтегазовых компаний за январь, учитывающие повышение для них налогов с начала 2023 года, что в среднем должно приносить около 90 млрд рублей ежемесячно.

Добыча нефти в России (а это основной источник налоговых поступлений в казну), по данным Центра развития энергетики (Центр РЭ), была в декабре-январе близка к максимальному уровню — 10,9 и 10,92 млн баррелей в сутки. Экспорт нефти и нефтепродуктов, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе составил 8,2 млн баррелей в сутки, что близко к историческому рекорду. В результате единственной видимой причиной отставания доходов от ожидаемого уровня остается низкая цена на нашу нефть Urals, которая используется для расчета налогов. Свой вклад в «недостачу» также внесло снижение выплат по экспортной пошлине за газ из-за уменьшения его поставок в Европу. Но здесь эффект тоже был ожидаемым, и шока для бюджета в этом не было.

Если ситуация не изменится, то сумма недополученных средств начнет нарастать. Даже если их ежемесячный объем не будет увеличиваться, то за год выйдет более 1,5 трлн рублей. И это несмотря на то, что в марте и апреле нефтегазовые доходы казны вероятнее всего окажутся выше, чем в феврале. Дело в том, что на эти месяцы придутся выплаты по налогу на дополнительный доход (НДД): в марте — за четвертый квартал 2022 года, а в апреле — за первый квартал 2023 года. 

Сайт источник

 

Выработка бензина в России впервые превысила производство мазута в 2022 году. Это следует из материалов Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН).

Первичная переработка составила 271,74 млн тонн в год, бензин – 42,58 млн тонн (16%), мазут – 40,4 млн тонн (15%).

«По итогам работы за 2022 год отечественная переработка достигла серьезного прогресса – впервые выработка бензина превысила производство мазута! Это стало возможным благодаря продуманной государственной политике – введение стимулирующих модернизацию мер – через механизм возвратного акциза», — говорится в протоколе АНН.

Сайт источник

 

Устойчивый рост биржевых цен на бензин, продолжавшийся весь февраль, сохранился и в первую торговую неделю марта.

Неопределенность на фоне новостей о снижении в РФ добычи нефти и корректировке топливного демпфера сменилась нервозностью из-за приближения ремонтов на НПЗ и сезонного роста спроса в рознице.

По итогам февраля цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на Аи-92 увеличились на 27,5%, до 43,318 тыс. руб./т; на Аи-95 — на 21,5%, до 46,018 тыс. руб./т. Тенденция продолжилась и в первую торговую неделю марта. Так, 92-й бензин к 3 марта подорожал до 46,508 тыс. руб./т, 95-й — до 49,637 тыс. руб./т.

Сайт источник

 

Нефтегазовые доходы бюджета РФ за период январь — февраль 2023 года снизились на 46% по сравнению с показателем за аналогичный периодом 2022 года и составили 947 млрд рублей. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Минфина

Как пояснили в министерстве, изменения в налоговое законодательство (ограничение дисконта нефти марки Urals по отношению к Brent), принятые в феврале, будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора — особенно во втором полугодии текущего года.

«Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов», — добавили в Минфине.

Сайт источник

Средняя розничная стоимость дизельного топлива на столичных заправках за прошедшую неделю снизилась — на 9 коп., до 58,8 руб./л, свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).

Ранее, во второй половине февраля, стоимость ДТ умеренно снизилась на заправках «Газпром нефти» и АЗС, связанных с «ЛУКОЙЛом».

Розничные цены на бензин в столице остаются стабильными, не меняются с декабря прошлого года. По итогам прошедшей недели стоимость Аи-92 сохранилась на уровне 47,98 руб./л, Аи-95 — 53,19 руб./л., Аи-100 — 63,08 руб./л.

Сайт источник

«Роснефть» с 9 марта приостанавливает биржевые продажи бензинов и дизельного топлива Комсомольского НПЗ в связи с началом плановых ремонтных работ на заводе, предупредила Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ).

Потребительские цены на бензин в РФ с 21 по 27 февраля понизились относительно предыдущей недели на 0,02% после аналогичного сокращения с 14 по 20 февраля, уменьшения на 0,01% с 7 по 13 февраля и на 0,03% с 31 января по 6 февраля, сообщил в среду Росстат.

С начала года цены на бензин понизились на 0,1% (при общей инфляции 1,28%).

Средняя стоимость литра бензина по стране на 27 февраля составляла 50,86 руб. (на 20 февраля — также 50,86 руб.). Стоимость литра АИ-92 — 47,14 руб. (47,15 руб.), АИ-95 — 51,39 руб. (51,38 руб.), АИ-98 — 61,58 руб. (61,58 руб.).

Производство бензина в РФ на неделе с 20 по 26 февраля, по данным Росстата, сократилось на 1% по сравнению с предыдущей неделей и составило 867,6 тыс. тонн. Выпуск дизельного топлива понизился на 1,1% — до 1 млн 698 тыс. тонн.

Рост потребительских цен на бензин в РФ в 2022 году составил 0,91%, оказавшись значительно ниже инфляции (11,94%).

Сайт источник

Объем торгов дизельным топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) за период  январь-февраль 2023 года, вырос на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,063 миллиона тонн, тогда как бензина наоборот снизился на 2,3%, до 1,382 миллиона тонн, следует из материалов торговой площадки.

Объем торгов нефтепродуктами на СПбМТСБ по итогам 2022 года вырос на 7,8% по сравнению с 2021 годом и составил 29,127 миллиона тонн. Оборот торгов достиг 1,404 триллиона рублей, увеличившись за год на 3,1%.

Добыча нефти в том числе с учетом конденсата в России в январе 2023 года снизилась на 0,4% по сравнению с декабрем — до 46 миллионов тонн, среднесуточная добыча в баррелях в прошедшем месяце составила 10,88 миллиона, сообщает Росстат.

При этом добыча нефти без газового конденсата составила 42,1 миллиона тонн, что на 2,5% меньше января 2022 года и на 0,5% ниже, чем в декабре 2022 года, уточняет Росстат. В среднесуточном выражении в баррелях показатель составил 9,819 миллиона (используя коэффициент 7,23 для нефти).

Сайт источник

Дисконт цены нефти марки Urals к Brent должен снижаться, принимаемые изменения в налогообложении должны это стимулировать, заявил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак. 

«Мы считаем, что дисконт должен снижаться постепенно. Сейчас приняли изменения в законодательство с точки зрения налогообложения с учетом снижения дисконта в течение четырех месяцев до уровня $25 за баррель. Это будет стимулировать снижение дисконта», — сказал он. 

 

Мировые цены на нефть в понедельник 21 февраля умеренно растут. Сохраняются ожидания роста спроса на «черное золото» после снятия коронавирусных ограничений в Китае, свидетельствуют данные торгов и комментарий аналитиков.

По состоянию на 19.35 мск цена апрельских фьючерсов на нефть марки Brent растет на 0,63% — до 83,5 доллара за баррель, апрельских фьючерсов на WTI — на 0,52%, до 76,95 доллара. При этом днем стоимость обеих марок нефти увеличивалась примерно на 0,7%. Напомним, что на минувшей неделе,  стоимость нефти снизилась более чем на 4%.

 

 

Биржевая цена на бензин марки «Регуляр-92» в европейской части России за торговую неделю с 13 по 17 февраля увеличилась почти на 10%, а стоимость бензина марки «Премиум-95» — на 8%, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-92 выросла за неделю на 9,8%, до 38,362 тыс. рублей за тонну, его стоимость находилась в последний раз выше 38 тыс. рублей за тонну в октябре 2022 года. Бензин Аи-95 подорожал на 8%, до 41,731 тыс. рублей за тонну, вернувшись на уровень цен начала января 2023 года.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 марта 2023 года вырастет на $1,4 — с $12,8 до $14,2 за тонну,  согласно расчетам Минфина. Последние два месяца пошлина неуклонно  снижалась, в том числе сразу в 2,6 раза — с января.

Средняя цена на нефть Urals за период с 15 января по 14 февраля 2023 года составила $50,51 за баррель, или $368,7 за тонну. Это означает, что дисконт Urals несколько снизился с рекордных уровней предыдущего периода мониторинга и составил около 40,5% к Brent (его средняя цена за этот период — $85,06).

Заказать топливо