ФАС и Минэнерго разработали проекты актов о планируемом увеличении биржевых продаж автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 сентября 2023 года на 1 процентный пункт, сообщили в министерстве.

«Эта мера направлена на увеличение объёма предложения на внутреннем рынке и стабилизацию цен», — говорится в комментарии.

В Минэнерго обратили внимание, что «дефицита на рынке бензина нет, производство топлива постепенно увеличивается после окончания первой волны плановых ремонтов на НПЗ».

Биржевая цена бензина марки «Регуляр-92» вновь обновила исторический максимум. В понедельник 10 июля его стоимость выросла до 59,198 тыс. рублей за тонну, что является новым рекордом.

Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в июне 2023 года составили 78,6 млрд рублей, тогда как в мае они равнялись 103,5 млрд рублей, а в апреле 107,2 млрд рублей. Об этом сообщается в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, размещенных на сайте Минфина.

Как сообщалось, с 1 апреля 2023 года вступил в силу скорректированный демпфер по бензину и ДТ – увеличен с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также вступил в действие ценовой дифференциал при расчете демпфера по ДТ с пределом в $10 за баррель.

Однако нефтяники в апреле и мае получали по демпферу из бюджета средств больше, чем было до коррекции (в марте эти выплаты составляли 96,7 млрд рублей).

Тот факт, что апрельская корректировка демпфера не дает серьезной экономии бюджета, стал причиной для обсуждения более радикального изменения параметров этого механизма. В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и – чтобы исправить эту ситуацию – Минфин предлагает снизить его в два раза, с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета уменьшатся на 30 млрд рублей в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

Позже стало известно, что вступление в силу скорректированного топливного демпфера, предполагающего сокращение в два раза выплат нефтяным компаниям из бюджета, скорее всего, будет перенесено с июля на сентябрь.

Как сообщалось, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу по итогам 2022 года составили 2,16 трлн рублей. В 2021 году они равнялись 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей. В 2019 году бюджет выдал нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд рублей.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная – нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стали некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с сильным дисконтом. В настоящее время Минфин ищет оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы увеличить экономию бюджета РФ, но и резко не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов, а также всего топливного рынка.

Сайт источник

Бюджет РФ в июне 2023 года может недополучить приблизительно 4,5 млрд рублей нефтегазовых доходов.

Разница между фактически полученными нефтегазовыми доходами от прогнозируемого месячного объема нефтегазовых доходов по итогам июня 2023 года составило минус 30 347,71 млн рублей.

Кроме того нефтяные компании после корректировки топливного демпфера в июне 2023 года получили из бюджета РФ 78,6 млрд рублей против 103,5 млрд рублей в мае, следует из материалов Минфина.

 

Майское совещание правительства с нефтяниками не остановило быстрое подорожание бензина. Цены на автомобильное топливо продолжают рост во многих регионах с большим опережением инфляции. Поэтому теперь правительство РФ угрожает нефтяным компаниям запретами на экспорт. Тем самым признавая неэффективность обильных бюджетных выплат в адрес нефтяников под обещания плавного повышения топливных цен – то есть так называемого демпфера. Правительство РФ само сконструировало это демпфер так, что чем больше власти ослабляют рубль, тем больше госбюджет должен выплачивать рублей в доходы нефтяных гигантов.

За период с 20 по 26 июня рост цен на бензин был зафиксирован в 74 субъектах РФ. Больше всего он подорожал в Чеченской Республике и Костромской области – на 1,5%, республиках Алтай и Татарстан, Рязанской области – на 1,4%. Одна из причин роста цен кроется в стремлении нефтяных компаний компенсировать рост налогов, а также собрать с населения те деньги, которые они раньше получали из госбюджета в виде так называемого обратного акциза, или демпферного механизма.

Понять логику демпферного механизма, когда сверхприбыльные компании получают из бюджета солидную добавку к своим доходам только под обещание не сильно поднимать внутренние цены, рядовому гражданину очень сложно. Ведь в прошлом году наши нефтяные гиганты получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. – и это при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб. Другими словами, бюджетная дыра прошлого года на 65% состояла именно из доплат правительства РФ к прибылям не бедствующих нефтяных компаний.

При этом чем больше нефтяники поднимают свои цены на АЗС, тем больше им платит денег правительство. Из-за ослабления рубля бюджетные выплаты нефтяным компаниям увеличились в июне для бензина на 31%, а для дизтоплива – на 51%, подсчитали в Reuters. Таким образом, чем больше финансовые власти девальвируют рубль, тем больше денег получают нефтяные компании.

В конце мая вице-премьер Александр Новак поручил производителям обеспечить равномерные и регулярные продажи бензина и дизельного топлива на биржевом рынке для покрытия потребностей внутреннего рынка, включая независимые АЗС. В середине июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что за последние пять месяцев объем поставок бензина на биржу снизился на 7,9%. Таким образом, призывы «обеспечить равномерные и регулярные» биржевые продажи бензина особого эффекта не возымели.

И поэтому Александр Новак перешел от призывов к угрозам ограничить экспорт нефтепродуктов. Заместитель председателя правительства Александр Новак поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов нефтяными компаниями, сообщил в конце прошлой недели аппарат российского правительства. «Вице-премьер поручил нефтяникам соблюдать приоритет поставок бензина на внутренний рынок даже в ситуации, когда экспорт кажется выгоднее, не извлекая сиюминутную выгоду в ущерб российским потребителям топлива», – утверждают чиновники.

Сайт источник

Пошлина на экспорт нефти из России с 1 июля понижается на 0,6 доллара  и составит 15,6 доллара за тонну, следует из данных Минфина.  

Средняя цена нефти Urals, основной российской экспортной марки, за период с 15 мая по 14 июня составила 54,57 доллара за баррель, или 398,3 доллара за тонну. При этом стоимость North Sea Dated (Brent датированный) составляла 75,46 доллара, таким образом российская марка торговалась с дисконтом 20,89 доллара. Месяцем ранее баррель Urals стоил 55,97 доллара.

Пошлина на светлые нефтепродукты и масла с 1 июля понижается на 0,2 доллара — 4,6 доллара за тонну, на темные — 15,6 доллара. Пошлина на экспорт товарного бензина составит 4,6 доллара.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа уведомляет о том, что сроки поставок нефтепродуктов на ряд станций юга России могут быть увеличены в связи с инфраструктурными ограничениями на сетях РЖД. 

Площадка рекомендовала сторонам по договорам, заключенным на поставку нефтепродуктов, предусмотреть возможность увеличения сроков их поставки.

По данным РЖД, в июне и июле ожидается ограниченная пропускная способность в направлении ряда станций:

Северо-Кавказской железной дороги: Сохрановка, Морозовская (Ростовская область), Котельниково (Волгоградская область), Олейниково (Астраханская область).

Президент РФ Владимир Путин продлил до конца текущего года действие указа о запрете продажи российских нефти и нефтепродуктов зарубежным компаниям и физлицам, если в контрактах содержится условия «ценового потолка», введенного странами G7 и ЕС.

Действие соответствующего указа, который был рассчитан на период до 1 июля, продлевается до 31 декабря 2023 года. 

Биржевые цены на бензин марок «Регуляр-92» и «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов снизились почти на 2%, согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-92 уменьшилась на 1,71%, до 57,546 тыс. рублей за тонну. 

Бензин Аи-95 подешевел на 1,89%, до 65,33 тыс. рублей за тонну.

Стоимость летнего дизельного топлива уменьшилась на 0,36%, и составила 51,399 тыс. рублей за тонну,

«Внутренний рынок полностью обеспечен предложением, Минэнерго держит ситуацию на контроле. В частности, ведется работа по недопущению резких изменений цен с учетом необходимости сохранения доходности АЗС для стабильности розничных цен и их повышения не выше инфляции», — отметили в Минэнерго.

«О существенном повышении розничных цен речи не идет. Рост цен у производителей бензина был связан с повышенным спросом в преддверии летнего сезона и периода плановых ремонтов НПЗ. Это сезонное событие», — добавили в министерстве.

По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 13 по 19 июня 2023 года выросли на 18 коп. — до 51,94 рубля за литр. Стоимость Аи-92 выросла на 16 копеек и составила 48,12 рубля за литр, средняя цена марки Аи-95 увеличились на 20 копеек, до 52,48 рубля за литр. Дизельное топливо подорожало на 7 копеек, до 58,27 рубля. Рост цен на бензин отмечен в 72 субъектах РФ. Более всего он подорожал в республиках Тыва и Дагестан — на 2,6% и 2,3% соответственно.

В Минэнерго отметили, что с начала года цены на АЗС росли гораздо ниже, чем отпускные на НПЗ. При этом нефтяные компании выполняют рекомендации штаба Минэнерго по увеличению отгрузок на внутренний рынок за счет снижения экспорта.

«Кроме того, маржа АЗС остается на достаточном уровне, чтобы, сохраняя операционную деятельность, не допускать повышения цен на топливо для конечного потребителя. Поэтому на изменение розничных цен рост оптовых цен влияния не окажет», — подчеркнули в министерстве. Сайт источник

Нефтяные компании в первой половине июня начали наращивать показатели переработки, около 3% по сравнению с маем этого года, доведя показатели до 735,5 тыс. тонн в сутки.

Этот рост объясняется завершением ремонтов на НПЗ. И есть надежды, что едва наметившаяся тенденция снижения биржевых цен на нефтепродукты теперь укрепится, поскольку нефтяники смогут добавить топлива на бирже, особенно бензинов.

Федеральная антимонопольная служба уже способствовала снижению стоимости бензинов на СПбМТСБ, когда обратилась к нефтяным компаниям с требованием увеличить биржевые продажи топлива и пригрозила антимонопольными делами в противном случае.

Однако биржевая цена бензина росла не только из-за ремонтов НПЗ. Выгодная экспортная альтернатива подталкивала нефтяников больше топлива направлять за границу. И демпфер, выплаты по которому Минфин намерен срезать вдвое, тоже довлел над стоимостью бензинов на бирже.

Власти РФ видят возможность снизить нефтяной дисконт в 25 долларов за баррель, закрепленный для налогообложения, считают его высоким, заявил журналистам министр финансов Антон Силуанов в кулуарах ПМЭФ.

«У нас сейчас дисконт минус 25. Мы видим, что есть возможность дальше посмотреть еще раз. Все-таки 25 — это большой дисконт», — сказал он.

Если нефть Urals в июне будет дешевле эталонной нефти более чем на 28 долларов за баррель, то для расчета нефтяных налогов для российских компаний цена Urals будет зафиксирована как стоимость Brent, уменьшенная на 28 долларов. С июля же предельный размер дисконта составит 25 долларов.

Если дисконты на российскую нефть будут меньше указанных цифр, то налоги рассчитают исходя из фактической стоимости Urals.

Сайт источник

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 июля 2023 года понизится на $0,6, до $15,6 за тонну, следует из расчетов, опубликованных в четверг Минфином.

Средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 мая по 14 июня составила $54,57 за баррель, или $398,3 за тонну.

Цена нефти North Sea Dated (Brent) за этот период — $75,46. Таким образом, дисконт снизится примерно до 27,7% после 29,9% в мае, 30,9% в апреле, 39,5% в марте, 41% в феврале и январе.

С 1 апреля вступил в силу закон, который ограничивает дисконт цены Urals к Brent в расчете НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть. Для расчёта применяются цены нефти марки Urals в фактическом размере, которые при этом должны быть не ниже цены Brent, уменьшенной в апреле — на $34 за баррель, в мае — на $31 за баррель, в июне — на $28 за баррель, в июле — на $25 за баррель. Бюджет РФ на 2023 год сверстан исходя из прогноза цены на нефть Urals в размере $70,1/барр.

Пошлина на экспорт товарного бензина снизится на $0,2, до $4,6, прямогонного (нафта) — на $0,4, до $8,5 за тонну.

Пошлина на сжиженный газ и чистые фракции СУГ по-прежнему останется нулевой.

Сайт источник

Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России пятый день подряд обновляет исторический максимум, по итогам торгов во вторник его стоимость впервые поднялась выше 65 тыс. рублей за тонну. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Российские топливные компании по рекомендации Министерства энергетики РФ перенаправили объемы бензина с экспортного направления на внутренний рынок. Об этом сообщили в министерстве.

«Экспорт автомобильного бензина сокращается, нефтяные компании выполняют рекомендации штаба Минэнерго по увеличению отгрузок на внутренний рынок, в том числе через биржу», — отметили в Минэнерго. «Это подтверждается и структурой потребления бензина в России, из которой следует, что ежегодно доля потребления АИ-95 увеличивается, а АИ- 92 — снижается. Внутренний рынок полностью обеспечен предложением. Минэнерго держит ситуацию на контроле», — добавили в министерстве. 

Сайт источник

Средние розничные цены на бензин за период с 30 мая по 5 июня выросли на 16 копеек — до 51,58 рубля за литр.

Стоимость дизельного топлива повысилась на 2 копейки — до 58,19 рубля за литр. Об этом свидетельствуют данные Росстата.

За вышеуказанный период бензин марки АИ-92 подорожал на 14 копеек — до 47,79 рубля за литр.

Цена бензина марки АИ-95 выросла на 15 копеек — до 52,11 рубля за литр.

На 27 копеек повысилась цена марки АИ-98 и выше — до 62,52 рубля за литр.

Нефтяные компании в мае получили из российского бюджета выплаты по топливному демпферу в размере 103,5 миллиарда рублей, при этом в мае годом ранее было 260,6 миллиарда, свидетельствуют данные Минфина РФ.

В апреле этого года выплаты нефтяникам по этой статье составляли 107,2 миллиарда рублей, в марте — 96,7 миллиарда, в феврале — 108,7 миллиарда, в январе они были самыми маленькими в этом году — 47,9 миллиарда рублей.

С апреля вступила в силу корректировка параметров демпфирующего механизма, призванного сдерживать внутренние цены на топливо. Цена экспортной альтернативы в формуле демпфера для бензина рассчитывалась с учетом понижательного коэффициента, равного дисконту на Urals относительно Brent.

Сайт источник

Общее сокращение добычи нефти странами ОПЕК+ до конца 2024 года составит 3,66 млн баррелей в сутки от уровня октября 2022 года, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24».

На 35-й министерской встрече стран ОПЕК и не-ОПЕК участники договорились о корректировке уровня добычи нефти с 1 января по 31 декабря 2024 года до 40,46 млн баррелей в сутки.

Квота Саудовской Аравии по добыче нефти на 2024 год в рамках ОПЕК+ установлена в 10,5 млн б/с, России — 9,8 млн б/с.

Разрешенная добыча стран ОПЕК+ в 2024 году должна будет находиться на 1,4 млн б/с ниже текущих разрешенных уровней.

Следующая встреча ОПЕК+ состоится 26 ноября в Вене. Совместный министерский комитет по мониторингу (JMMC) планируется проводить каждые два месяца, министерскую встречу ОПЕК+ каждые шесть месяцев.

В свою очередь вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что Россия продлит добровольное сокращение добычи нефти на весь 2024 год.

«Россия продлит свое добровольное сокращение на 500 тыс. баррелей в сутки до конца декабря 2024 года в качестве меры предосторожности в координации со странами — участницами соглашения ОПЕК+, которые ранее объявили о добровольном сокращении в апреле», — сообщил он.

«Это добровольное сокращение будет осуществляться по сравнению с требуемым уровнем добычи, согласованным на 35-й министерской встрече ОПЕК+ 4 июня 2023 года», — отметил он.

Новак сообщил, что Россия уже достигла целевого уровня в рамках добровольного сокращения добычи нефти.

Он рассказал, что РФ и Саудовская Аравия не имели разногласий при рассмотрении сделки по регулированию уровней добычи нефти.

Сайт источник

Средняя цена нефти марки Urals за период январь-май 2023 года составила —  $51,5 за баррель, тогда как за аналогичный период прошлого года она составляла — $83,48, тем самым снизившись в 1,6 раза, по информации Минфина.

В мае также наблюдалось падение цены — до $53,34 за баррель ($78,81 годом ранее).

Пока законопроект, предполагающий изменение демпфера по нефтепродуктам, еще даже не внесен в Госдуму.

Обсуждение корректировки параметров демпфера затянулось, и с процедурной точки зрения ведомства не успевают согласовать и внести законопроект в Госдуму в такие сроки, чтобы он вступил в силу с 1 июля, как планировалось.

Один из источников утверждает, что 2 июня у вице-премьера Александра Новака состоится совещание по теме топливного демпфера. В минувшую пятницу Новак собирал руководство нефтяных компаний для обсуждения проблем топливного рынка, где была отмечена стабильная его работа.

Вопрос обсуждается в правительстве, сообщили в пресс-службе Минфина, окончательные решения не приняты.

В апреле министр финансов Антон Силуанов заявлял, что топливный демпфер сейчас идет в маржу нефтепереработчиков, Минфин «не может пройти мимо этого факта, надо корректировать». Чтобы исправить ситуацию, его ведомство предложило снизить демпфер в 2 раза с июля 2023 по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу снизятся на 30 млрд рублей в месяц. Отвечая на вопрос, за счет какого параметра в расчете демпфера планируется корректировка этого механизма, Силуанов говорил: «Просто коэффициент 0,5».

В 2023 году это будет уже вторая корректировка топливного демпфера. Ранее, с 1 апреля, было реализовано следующее изменение: увеличен с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также введён ценовой дифференциал при расчете демпфера по ДТ с пределом в $10 за баррель.

Однако это не помогло бюджету сэкономить. Нефтяники в апреле получили из бюджета 107,2 млрд рублей против 96,7 млрд рублей в марте. Именно тот факт, что апрельская корректировка демпфера не дала серьезной экономии, стал причиной для обсуждения более радикального изменения параметров механизма.

В январе-апреле 2023 года выплаты по демпферу нефтяникам из бюджета составили 360,5 млрд рублей против 801,9 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года, а за весь 2022 год бюджет заплатил нефтяным компаниям рекордные 2,16 трлн рублей.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная — нефтяники платили в бюджет.

Однако санкции против РФ привели к тому, что некорректно стало считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов, а российская нефть Urals стала торговаться с дисконтом. В настоящее время Минфин ищет оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы увеличить экономию федерального бюджета, но и резко не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов, а также всего топливного рынка.

Сайт источник

Производители топлива должны обеспечить регулярные продажи бензина и дизельного топлива на бирже для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Об этом говорится в сообщении пресс-службы правительства по итогам прошедшего у вице-премьера Александра Новака совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов.

«Он поручил производителям обеспечить равномерные и регулярные продажи бензина и дизельного топлива на биржевом рынке для покрытия потребностей внутреннего рынка, включая независимые АЗС», — отмечается в релизе.

В совещании приняли участие представители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, Министерства финансов, нефтяных компаний, а также Игорь Артемьев, помощник председателя правительства Михаила Мишустина.

Кроме того, летом ожидается очередная корректировка топливного демпфера, которая, возможно, еще не отыграна в росте цен на СПбМТСБ. Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, Минфин предлагает снизить его в два раза (на период с июля 2023 года по июль 2024 года). В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц.

При этом Федеральной антимонопольной службе поручат контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

Сайт источник

Цены на бензин на столичных АЗС продолжают расти после майских праздников, за неделю средневзвешенные цены на Аи-92 и Аи-95 увеличились на 10 коп., до 48,48 руб./л и 53,78 руб./л, сообщает Московская топливная ассоциация (МТА).

  Средневзвешенная розничная цена дизтоплива в столице за неделю незначительно выросла — на 1 коп., до 58,79 руб./л.

Биржевая цена бензина АИ-95 побила новый исторический рекорд, с начала мая она увеличилась почти на 10%. Розница этого не отражает.

Наиболее спорной темой стало сравнение стоимости топлива и энергии в РФ и других странах.

В США литр бензина стоит около доллара, а в РФ, по текущему обменному курсу, 60 центов.

В экспертной среде звучит призыв включать в расчеты паритет покупательной способности (ППС), отражающий реальную доступность товаров и услуг для жителей разных стран с учетом местных цен и доходов населения. И при таком расчете бензин на российских автозаправках (АЗС) вдвое дороже, чем на американских.

Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России побила в среду новый рекорд, составив 61,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

АИ-92 на бирже («Регуляр-92», европейская часть) стоит сейчас около 53,2 тыс. руб. за тонну. Это не исторический рекорд. Между тем эта марка бензина с начала мая тоже заметно подорожала на бирже – почти на 7%, следует из данных СПбМТСБ.

Розница такого удорожания не отражает. Как сообщил в среду Росстат, по состоянию на 22 мая бензин АИ-92 подорожал с конца апреля на 0,5%, АИ-95 – на 0,6%. Средние потребительские цены в целом на автомобильный бензин составили сейчас около 51,3 руб. за литр, если же ранжировать по маркам, то стоимость АИ-92 составила, по Росстату, в среднем по стране 47,5 руб., АИ-95 – почти 51,8 руб.

Как подчеркнул глава Минэнерго Николай Шульгинов, розничные цены на АЗС в стране стабильны. «Исходя из того, что маржа на АЗС на высоком уровне, мы не ожидаем такого отражения ситуации в опте на розничный рынок», – приводит его слова ТАСС.

Скажем так, хорошие цены могут теперь увидеть на своих автозаправках и американцы. Как сообщил ранее телеканал CNN, по состоянию на середину мая цена на топливо в США сократилась почти на 30% по сравнению с рекордно высокими значениями июня 2022-го. Литр бензина сейчас в США стоит в среднем около 1 долл. В России же – для сравнения – в пересчете по текущему обменному курсу речь идет примерно о 60 центах за литр.

Однако некоторые российские ученые призвали обратить внимание на сидящие глубоко внутри отечественного топливно-энергетического комплекса проблемы, выявить которые позволяет сравнение цен в России и в других странах, особенно в странах – экспортерах энергоресурсов. Важная ремарка – сравнение с учетом паритета покупательной способности.

В частности, этот тезис отстаивает в своих выступлениях и публикациях бывший замглавы упраздненного Министерства по атомной энергии, ученый, гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. Как показали его расчеты, которые касались 2021 года, с учетом ППС «стоимость» доллара в России составляет около 27 руб., а не те среднегодовые примерно 75 руб. за доллар, которые устанавливал в 2021-м Центробанк.

Судя по данным Международного валютного фонда (МВФ), примерно похожий разрыв наблюдался и в 2022 году. Правда, стоит уточнить, что МВФ оценивает такой важный для упомянутых выше расчетов показатель, как размер российского ВВП, выраженный в рублях, иначе, чем официальная статистика РФ, на которую опирается ученый (у МВФ размер ВВП РФ в рублях меньше, чем в российской статистике).

Итак, Нигматулин проводит расчеты, в ходе которых приходит к выводу, что в России в 2021 году стоимость, например, электроэнергии для конечных потребителей была почти в два раза выше, чем в США. Как следует из материалов, которые были ранее представлены в рамках Московского экономического форума, в России речь идет о 21 центе ППС за 1 кВт-ч против 11 центов в США.

Сравнение с США удобно, потому что именно их показатель служит в международной статистике эталоном: уровень цен в экономике США принят за базовый. Добавим, что несколько лет назад США впервые в новейшей истории достигли статуса нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов, то есть они стали больше поставлять за рубеж топлива, чем закупать его у других стран.

Но вызывает удивление  сравнение российских цен с внутренними ценами в том числе у других традиционных поставщиков энергоресурсов, попавших однажды под санкции, например, с Ираном. Там тоже, судя по расчетам Нигматулина, электроэнергия оказалась для конечных потребителей дешевле, составив около 13 центов ППС за 1 кВт-ч.

Цены на бензин отражают ту же тенденцию. Если в США сообщают в среднем об 1 долл. за литр, то в России это около 2 долл. по ППС, следует из расчетов ученого. 

Опрошенные эксперты соглашаются, что при сравнении экономик нужно учитывать возможности потребителей приобретать те или иные товары и услуги. Однако они указывают, в том числе на недочеты даже таких сопоставлений, которые тоже отражают не все тонкости ценообразования.

Как пояснила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль, в структуру стоимости энергоресурсов «входит множество налогов, а не только затраты на сырье». «Допустим, в стоимости литра бензина в России цена на сырье составляет всего лишь 30%, – утверждает эксперт. – А в США иная структура. Поэтому оценивать стоимость топлива с помощью ППС можно лишь для сравнения уровня жизни и доходов населения».

«Сопоставление по ППС позволяет оценить внутренние структуры потребления и реальные издержки населения или бизнеса, но это не абсолютный эталон, – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Ива Партнерс» Дмитрий Александров. – Только паритетом покупательной способности ограничиваться нельзя, поскольку важны и прямые сопоставления издержек, цен между различными странами».

Скептически настроены в пресс-службе Минэнерго. «Во-первых, в сравнении розничных цен по странам, рынки нефтепродуктов которых никак не связаны, нет никакого смысла, – сообщили в ведомстве. – В отсутствие государственного регулирования цен на нефтепродукты стоимость топлива зависит от локального регионального соотношения спроса и предложения. При этом государство формирует политику в сфере налогового, таможенного и тарифного законодательства с учетом особенностей социально-экономического пути развития».

В России, как подчеркнули в министерстве, «сделана ставка на стабильность розничных цен». Для этого выстроена комплексная система акцизов и демпфера. А на многих других дерегулированных рынках цены имеют высокую волатильность, они то очень высокие, то очень низкие, напомнили в Минэнерго.

И, судя по приведенным объяснениям, это значит, что многое зависит от того, в какой именно период проводятся сравнения цен: в удачный или не самый удачный, допустим, для России или для тех же США.

«Во-вторых, политика государства в области ценообразования на энергоносители и моторное топливо, в частности, формирует сигналы для общества – пользоваться личным транспортом или общественным, использовать бензин, дизельное или газомоторное топливо или постепенно пересаживаться на электромобили, – продолжили в пресс-службе. – Также решаются задачи мобильности населения, энергоэффективности и многие другие. Например, акцизы от моторных топлив в России используются как источник для финансирования строительства дорог».

Похожие наблюдения приводит доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова. «Чтобы оценивать затраты на энергию в странах, помимо ППС нужен многокомпонентный подход, – считает эксперт. – Необходимо учитывать тренды, связанные с переходом на альтернативные виды энергии, и освоение значительных бюджетов, прежде всего, в странах Евросоюза, которые ориентируются на энергетическую изоляцию на базе зеленой энергетики в будущем. Важно иметь в виду программы энергоэффективности, широко используемые в промышленном секторе, а также эффективность использования тепла домохозяйствами и топлива населением». Если люди выбирают прогулки вместо проезда на транспорте, это еще не значит, что их покупательная способность ниже, добавила эксперт.

В итоге, как сообщили в пресс-службе Минэнерго, «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Уточним, как можно судить, наиболее сильно должна завидовать ценникам на АЗС в России Норвегия, экспортирующая в Европу углеводороды, – со стоимостью бензина в среднем около 2 долл. за литр (без учета ППС). Но и в этом случае есть страны, причем тоже экспортеры, где цены без учета ППС ниже российских: это и Венесуэла с несколькими центами за литр бензина, и Иран со стоимостью литра менее 40 центов.

Сайт источник

На Западе опять подозревают Россию в невыполнении своих обязательств по сокращению добычи нефти.

Сомнения в этом высказали в агентстве Bloomberg, по данным которого во второй половине апреля — начале мая морской экспорт нефти из нашей страны достиг досанкционного уровня, почти 4 млн баррелей в сутки.

Признаков сокращения добычи не наблюдается, заключили в агентстве.

На это вполне можно было бы не обращать внимания, но создается негативный новостной фон, который может повлиять на других участников сделки ОПЕК+. Россия заявила о добровольном сокращении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки с марта этого года.

С мая к начинанию присоединились некоторые другие страны ОПЕК+. Суммарный объем снижения производства должен составить — 1,66 млн баррелей в сутки.

С апреля этого года Росстат перестал публиковать официальную статистику о нашей добыче, что только усилило подозрения в невыполнении Россией заявленных планов. После первых публикаций в СМИ об этом, вице-премьер Александр Новак заявил, что в апреле Россия вышла на целевой уровень сокращения, а рост морского экспорта нашей нефти нивелируется снижением трубопроводных поставок за рубеж. По-видимому, в это не очень поверили, к тому же статистики разных стран, компаний и агентств сильно отличаются друг от друга. 

Россия обязалась сократить добычу от уровня февраля, который был озвучен официально — 10,2 млн баррелей в сутки, то есть — до 9,7 млн баррелей. Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, несмотря на разницу в оценке абсолютного объема добычи, большинство зарубежных источников указывают на то, что Россия все-таки сокращает добычу нефти.

По данным Управления энергетической информации (EIA) минэнерго США, в феврале 2023 года добыча нефти в России составляла 11,11 млн баррелей в сутки, в марте — 10,86 млн баррелей, а в апреле 10,51 млн баррелей в сутки. Тем самым, сокращение добычи в период с февраля по апрель 2023 года составило 600 тыс. баррелей в сутки. Несколько иную оценку российской добычи приводит S&P Global Platts, в апреле 2023 года — 9,6 млн баррелей в сутки.

Здесь стоит уточнить, что у EIA речь идет о добычи нефти и газового конденсата, а у S&P Global Platts — только нефти. Доля газового конденсата в производстве нефти в России — 600-900 тыс. баррелей в сутки. Если отнять эти цифры от американских данных, то мы выйдем приблизительно на одинаковые уровни и близкие к последней опубликованной российской статистике. 

Остается разобраться с растущим экспортом. В 2022 году по трубопроводу «Дружба» в Европу уходило в среднем около 800 тыс. баррелей в сутки. Из них почти 500 тыс. баррелей в сутки уходило по Северной ветке в Германию и Польшу, но в феврале 2023 года поставки российской нефти по этому маршруту прекратились полностью. По Южной ветке «Дружбы» (чуть менее 300 тыс. баррелей в сутки) прокачка продолжается, хотя и немного снизилась, примерно на 30-40 тыс. баррелей в сутки. Выпадающие объемы трубопроводного экспорта по обеим веткам мы вполне можем отправлять за рубеж морем.

До санкций в среднем мы продавали за границу около 4,5-4,6 млн баррелей нефти в сутки. В апреле 2023 года морские отгрузки составили — 3,76 млн баррелей в сутки, согласно данным S&P Global Platts. С учетом Южной ветки «Дружбы» и трубопроводных поставок в Китай (максимальная мощность прокачки в Поднебесную — около 600 тыс. баррелей в сутки), наш экспорт сейчас находится на уровне не выше 4,61 млн баррелей в сутки. То есть в этом году мы действительно вышли на досанкционный уровень экспорта.

Но февральский уровень добычи нефти (от которого мы отсчитываем сокращение) был 10,2 млн баррелей в сутки, а средний уровень добычи (без газового конденсата) в 2021 году был 9,6 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК), — даже чуть ниже, чем на который должна выйти Россия после сокращения. А это означает, что отечественные компании при таком уровне добычи вполне могут суммарно экспортировать указанные объемы нефти.

Кроме того, как отмечает главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, сокращение добычи не обязательно означает снижение экспорта. При уменьшении объемов переработки нефти возможен и рост экспорта. В апреле-мае нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) часто уходят на сезонный ремонт, поэтому временное снижение российской нефтепереработки вероятно. Отдельный вопрос — потребление нефтепродуктов внутри страны. Здесь также нельзя исключать снижения, которое может уменьшить объем переработки. Также есть еще объемы экспорта по трубопроводам в КНР — еще одна переменная, входящая в это уравнение. Они попадают в китайскую статистику, но с опозданием, уточняет эксперт.

В результате получается, что Россия сейчас не только выполняет свои обязательства по сокращению добычи, но, возможно, даже немного перевыполняет их. Последний довод сторонников «российского нефтяного заговора», что снижение производства не ощущается на мировом рынке, не выдерживает критики. Целью сокращения было не поставить рынок на дыбы, а снизить дисконт на российскую нефть.

Кроме того, 500 тыс. баррелей в сутки не такой большой объем для глобального рынка, а другие страны ОПЕК+ только в мае присоединились к сокращению добычи. Поэтому эффект от совместных действий альянса будет ощутим не раньше лета этого года.

Сайт источник

 Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России немного снизилась после достижения исторического максимума в 61,796 тыс. рублей за тонну 19 мая, прервав таким образом четырехдневный рекордный рост, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-95 за день опустилась на 0,5%, до 61,5 тыс. рублей, после того, как росла с 16 мая, а 17 мая впервые преодолела планку в 61 тыс. рублей за тонну. Бензин Аи-92 подешевел на 0,2% — до 52,886 тыс. рублей за тонну.

Стоимость летнего дизельного топлива выросла на 0,4% — до 51,672 тыс. рублей за тонну, топочного мазута — почти на 4%, до 15,02 тыс. рублей. Цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) по итогам торгов 22 мая сохранилась на уровне 65,135 тыс. рублей за тонну.

Сайт источник

Компании-владельцы нефеперерабатывающих заводов намерены просить правительство продлить сроки модернизации производств по инвестиционным соглашениям с Минэнерго на два года с сохранением действия инвестиционной надбавки (коэффициент Кинв).

«Необходимость продления сроков действия соглашений между нефтяными компаниями и Минэнерго проявилась сразу после введения беспрецедентных санкций. Последние десятилетия российские компании широко закупали технологии и оборудование у ведущих западных компаний. Отсутствие подобной возможности на текущий момент требует перепроектирования с применением отечественного (или из дружественных стран) оборудования. Для этого и нужно продлять сроки», — сказал Иванов.

Он отметил, что самыми проблемными в условиях санкций оказались технологии гидрокрекинга, коксования и производства водорода.

«Почти у всех компаний, подписавших соглашения, возникла необходимость в продлении сроков. Все участники процесса понимают необходимость данного продления, и остается только определить конкретные условия», — подчеркивает глава ассоциации.

В протоколе в числе участников совещания упомянуты «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «ТАИФ», «ТАНЕКО» (контролируется «Татнефтью»), «Газпром переработка» и «Мозырский НПЗ».

Дополнительная инвестиционная надбавка (коэффициент Кинв) к обратному акцизу на нефтяное сырье для НПЗ, реализующих проекты модернизации, была введена в 2021 году сроком на десять лет (постановление правительства от 19 февраля 2021 года № 219). В рамках этого механизма Минэнерго заключило с нефтяными компаниями 21 инвестсоглашение на сумму более 1,6 трлн рублей. Сейчас эти инвестсоглашения предполагают завершение модернизации производств до конца 2026 года. Несоблюдение сроков приводит к лишению права на инвестиционную надбавку к налоговому вычету в течение всего срока действия, начиная с первого налогового периода ее применения.

В апреле 2022 года Минфин сообщил, что направил в правительство законопроект, увеличивающий для НПЗ срок модернизации производств по инвестсоглашениям на два года, однако о дальнейшей судьбе этой инициативы не сообщалось.

Сайт источник

 

Средние розничные цены на бензин в России за период  с 11 по 15 мая 2023 года выросли на 10 копеек и составили 51,12 рубля за один литр, говорится в материалах Росстата.

Средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 9 копеек и составили 47,38 рубля за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 10 копеек — до 51,62 рубля за литр, цена Аи-98 также выросла на 10 копеек и составила 61,93 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива в среднем по России не изменилась и составила 58,1 рубля за литр.

 Цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России на бирже по итогам торгов во вторник выросла на 1,72% и составила 60,608 тыс. рублей за тонну. Таким образом, стоимость этого вида топлива обновила рекорд, достигнутый в сентябре 2021 года, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Предыдущий ценовой максимум был достигнут в сентябре 2021 года — тогда стоимость бензина Аи-95 поднялась до 60,57 тыс. рублей за тонну.

Бензин Аи-92 подорожал на 1,91%, до 52,282 тыс. рублей за тонну. Стоимость летнего дизельного топлива увеличилась на 0,45%, до 50,533 тыс. рублей за тонну, топочного мазута — снизилась на 0,67%, до 13,69 тыс. рублей за тонну. Цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) по итогам торгов не рассчитывалась.

Сайт источник

Стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по итогам торгов четверга превысила 60 тысяч рублей, вплотную приблизившись к своему историческому рекорду, свидетельствуют данные торгов. 

Бензин Аи-95 по территориальному индексу Европейской части России подорожал в четверг на 0,48%, до 60 248 рублей за тонну. Это близко к рекордному значению в 60 570 рублей, которое было достигнуто 27 сентября 2021 года.

Стоимость марки Аи-92 увеличилась на 0,12%, до 52 565 рублей. Летнее дизельное топливо потеряло в цене 0,05%, его стоимость составила 50 643 рубля за тонну. Также подешевел мазут на 1,31%, до 13 633 рублей.

Сайт источник

Бюджет РФ получил 2,2 трлн рублей нефтегазовых доходов в январе — апреле 2023 года. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в среду на сайте Минфина России.

«Нефтегазовые доходы составили 2,2 трлн рублей и снизились на 52% год к году, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа», — говорится в сообщении.

По предварительной оценке Минфина, ненефтегазовые доходы за этот период составили 5,5 трлн рублей и увеличились на 5% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. «Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возврат переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область — в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы)», — указывается в сообщении.

По данным министерства, в целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января — апреля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете. 

Сайт источник

Минфин предложил ряд изменений в налогообложение нефтяных компаний, этим предложениям еще предстоит пройти обсуждение в правительстве, сообщили источники, знакомые с ходом обсуждения.

Так, Минфин предлагает в расчете демпфера по бензинам и дизельному топливу снизить вдвое дельту между экспортной и внутренней ценой с 1 июля 2023 года по 30 июня 2024 года.

Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что ведомство предлагает снизить в два раза маржу нефтепереработчиков, начиная с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу снизятся на 30 млрд руб. в месяц, заметил он.

Силуанов говорил также, что правительство обсуждает совершенствование методики расчета налогов для нефтяников, с целью установить в них «справедливую» цену нефти, с которой взимаются налоги.

С апреля НДПИ платится исходя из фактической цены Urals (рассчитывается агентством Argus), но не меньше цены Brent за минусом определенного дисконта: с апреля он составляет $34 за баррель, в мае — $31 за баррель, в июне — $28 за баррель, с июля и далее — $25 за баррель.

Теперь обсуждается вариант уплаты налога по цене, наибольшей из трех величин: фактической цены Urals (по расчету Argus), дисконтированной цены Brent (при этом, один из обсуждаемых вариантов — снизить дисконт с сентября до $20 за баррель) либо цены, которая будет установлена по методике ФАС, согласованной с Минфином. Данная методика предполагает расчет средней цены нефти в российских портах — Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также цены поставок по нефтепроводу «Дружба».

В расчет пошлины на нефть, как предполагается, будет введен индекс СПбМТСБ, также на основе средней цены российской нефти в морских портах Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также поставляемой по нефтепроводу «Дружба».

По аналогии с расчетом НДПИ в пошлине установлен дисконт к Brent, но только с июня. Теперь для расчета пошлины предлагается использовать бОльшую из величин: фактическую цену Urals, дисконтированный Brent или индекс биржи СПбМТСБ. С сентября дисконт к Brent предлагается установить также в размере $20 за баррель.

Также одним из предложений является перенести начало налогового вычета по ННД для 3-й группы месторождений с 2024 на 2027 год.

Сайт источник

Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в апреле 2023 года составили 107,2 млрд рублей, тогда как в апреле 2022 года они равнялись 450,3 млрд рублей, говорится в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов бюджета на сайте Минфина.

В январе-апреле 2023 года выплаты составили 360,5 млрд рублей против 801,9 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года.

С 1 апреля 2023 года вступил в силу скорректированный демпфер по бензинам и ДТ — увеличен с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также вступил в действие ценовой дифференциал при расчете демпфера по ДТ с пределом в $10 за баррель.

Исследовательская группа «Петромаркет» ранее оценила выплаты нефтяным компаниями из бюджета в апреле в размере 100 млрд рублей, а экономию бюджета — в 26,5 млрд рублей. При этом эксперты подчеркивали, что апрельские скорректированные параметры топливного демпфера незначительно сказались на прибыльности НПЗ — маржа переработчиков в апреле продолжала находиться на высоких уровнях, порядка 11-12 тысяч рублей/т, что всего на 1 тысячу рублей/т ниже значения величины, рассчитанной при прежних формулах демпфирующих надбавок.

Именно тот факт, что апрельская корректировка демпфера не дает серьезной экономии бюджета, стал причиной для обсуждения более радикального изменения параметров этого механизма.

В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и — чтобы исправить эту ситуацию — Минфин предлагает снизить его в два раза, с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

Как сообщалось, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу по итогам 2022 года составили 2,16 трлн рублей. В 2021 году они равнялись 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей. В 2019 году бюджет заплатил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд рублей.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная — нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что некорректно стало считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов, а российская нефть Urals стала торговаться с дисконтом. В настоящее время Минфин ищет оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы увеличить экономию бюджета РФ, но и резко не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов, а также всего топливного рынка.

Сайт источник

Планы Минфина вдвое сократить выплаты по демпферу с июля 2023 года, могут привести к подорожанию топлива. Данные изменения могут экономить до 30 млрд рублей бюджета страны ежемесячно. Это в свою очередь, может привести к сокращению маржи нефтеперерабатывающих заводов вдвое, что отразится на стоимости оптовых цен. 

 

Стоимость бензина марки «Регуляр-92» в европейской части России по итогам торгов в апреле 2023 года увеличилась на 9%, а стоимость бензина марки «Премиум-95» выросла почти на 10%. 

Цена бензина Аи-92 выросла за апрель на 9%, до 49,9 тыс. рублей за тонну, так 27 апреля его стоимость впервые с февраля 2022 года превысила 50 тыс. рублей за тонну. Бензин Аи-95 подорожал за месяц на 9,7%, до 56,356 тыс. рублей за тонну

Летнее дизельное топливо подорожало на 1,5%, до 50,525 тыс. рублей за тонну. Стоимость авиакеросина подросла на 1%, и составила 64,6 тыс. рублей за тонну.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который с июня 2023 года ограничивает размер дисконта на российскую нефть марки Urals по отношению к марки Brent при расчете экспортной пошлины на нефть. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. 

Если средняя цена Urals на средиземноморском и роттердамском рынках за период мониторинга с 15 апреля по 14 мая будет ниже Brent на 204,4 доллара за тонну (28 долларов за баррель), а с 15 мая по 14 июня и далее — на 182,5 доллара за тонну (25 долларов за баррель), то в расчете пошлины на июнь цена Urals будет установлена как Brent минус 204,4 доллара, а с июля — как Brent минус 182,5 доллара. Если цена Urals будет выше этих значений, то для расчетов будет приниматься она.

Кроме того, вносится корректировка в расчет НДПИ для участков недр, при разработке которых исчисляется налог на дополнительный доход (НДД). Коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на таких участках, увеличивается на дисконт. Это изменение будет действовать до конца текущего года.

Сайт источник

Биржевые цены на бензин в России ускорили темпы роста на новостях о возможной корректировке демпфирующего механизма, сдерживающего рост цен на топливо, свидетельствуют данные торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).

Цена бензина Аи-92 по территориальному индексу Европейской части России по итогам торгов понедельника снизилась на 0,87%, а Аи-95 вырос на 0,16%. Но во вторник рост цен обеих марок ускорился почти до 1%. По итогам торгов среды Аи-92 подорожал на 2,11%, до 49 576 рублей за тонну, Аи-95 — на 1,69%, до 55 486 рублей.

Демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива.

Сайт источник

На минувшей неделе биржевые цены на бензин марки Премиум-95 увеличились на 4,19% — до 53600 руб./т, на Регуляр-92 — на 4,84%, до 48698 руб./т, согласно информации Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) на пятницу по сравнению с показателями понедельника. 

Федеральная антимонопольная служба России не видит предпосылок к формированию на внутреннем рынке дефицита топлива и росту цен на него. Запасов нефтепродуктов в России сейчас достаточно, сообщил журналистам глава ведомства Максим Шаскольский.

«Таких предпосылок нет. Компании знают о том, что приоритетом является насыщение внутреннего рынка. Топлива у нас достаточно, цены на заправках не меняются», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Сайт источник

Потребительские цены на бензин в РФ с 11 по 17 апреля не менялись относительно уровня предыдущей недели после того как незначительно, на 0,01%, росли с 4 по 10 апреля, повысились на 0,02% с 28 марта по 3 апреля и на 0,04% с 21 по 27 марта, сообщил в среду Росстат.

По отношению к началу года цены на бензин остались неизменными при общей инфляции 1,88%.

Средняя стоимость литра бензина по стране на 17 апреля составляла 50,91 руб. (на 10 апреля — также 50,91 руб.). Стоимость литра АИ-92 — 47,19 руб. (47,20 руб.), АИ-95 — 51,41 руб. (также 51,41 руб.), АИ-98 — 61,65 руб. (также 61,65 руб.).

Потребительские цены на дизельное топливо в РФ с 11 по 17 апреля оставались неизменными после снижения на 0,1% на неделе с 4 по 10 апреля и стабильности с 28 марта по 3 апреля. С начала года дизель подешевел на 0,5%. Средняя цена ДТ в стране на 17 апреля составила 58,20 руб. за литр (на 10 апреля — 58,22 руб.).

Производство бензина в РФ на неделе с 10 по 16 апреля, по данным Росстата, выросло на 0,7% по сравнению с предыдущей неделей и составило 839,3 тыс. тонн. Выпуск дизельного топлива понизился на 0,8% — до 1 млн 755,5 тыс. тонн.

Сайт источник

Оборот по всем секциям Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в январе-марте 2023 года составил 308,182 млрд рублей, что на 10,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщила биржа.

«За отчетный период на СПбМТСБ отмечен рост количества участников торгов и их клиентов до 5,6 тыс. (по сравнению с чуть более 4 тыс. годом ранее), объема торгов по нефтепродуктам (+5,7% к аналогичному периоду 2022 года), нефти (+673,6% раз) и природному газу (+97,6%). Увеличилось количество зарегистрированных внебиржевых договоров по нефтепродуктам (+10,8% к аналогичному периоду 2022г), природному газу (+178,3%) и углю (+5,6%)», — говорится в пресс-релизе.

Сайт источник

 Российский нефтегазовый экспорт в 2023 году снизится на 6,7%, говорится в «Сценарных условиях функционирования экономики РФ и основных параметрах прогноза социально-экономического развития на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Документ подготовлен Минэкономразвития.

«В 2023 году нефтегазовый экспорт сократится на 6,7% в реальном выражении, ненефтегазовый экспорт будет восстанавливаться за счет переориентации поставок в дружественные и нейтральные страны», — отмечается в документе.

В 2023 году ожидается снижение экспорта до $465,9 млрд ($588,3 млрд в 2022 году) при росте импорта до $313,8 млрд ($280,4 млрд годом ранее).

Также в текущем прогнозируется снижение сальдо счета текущих операций до $86,8 млрд против $233 млрд в 2022 году. На 2024 год ожидается снижение до $81 млрд, в 2025 году — до $73,6 млрд, в 2026 — до $63,6 млрд.

Сайт источник

ОПЕК второй месяц подряд не меняет прогноз роста спроса на нефть в 2023 году, ожидая его на уровне 2,3 млн б/с, сообщается в ежемесячном отчете организации.

Оценка роста потребления в 2022 году также осталась почти неизменной — 2,5 млн б/с. Аналитики альянса лишь слегка скорректировали оценки спроса на нефть в 2022 и 2023 годах, понизив их на 10 тыс. б/с — до 99,57 млн б/с и 101,89 млн б/с соответственно. Корректировка не повлияла на прогноз альянса по росту спроса на нефть по итогам 2023 года — 2,3 млн б/с.

ОПЕК повысила прогноз потребления нефти в первом квартале 2023 года, но понизила в остальных трех: в I кв. 2023 г. прогноз повышен на 270 тыс. б/с — до 101,55 млн б/с, во II кв. оценка понижена на 70 тыс. б/с — до 100,7 млн б/с, в III кв. на 110 тыс. б/с — до 102,03 млн б/с, а в IV кв. на 120 тыс. б/с — до 103,27 млн б/с.

Текущее ослабление рубля связано с падением поступлений экспортной выручки после введения «потолка» цен на нефть, в дальнейшем ситуация выровняется, заявил зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин на заседании совместной рабочей группы по подготовке к рассмотрению годового отчета Банка России за 2022 год в Госдуме.

Поступления экспортной выручки в настоящее время отражают ситуацию с ценами и объемами, в первую очередь нефтегазового экспорта, наблюдавшуюся в конце декабря — начале января, «когда была самая тяжелая ситуация в плане эффектов от введения «потолка» цен на нефть», добавил Заботкин.

«После того, как мы пройдем нижнюю точку, связанную с введением «потолка» по нефтепродуктам, который случился в феврале, после этого экспортная выручка начнет восстанавливаться. При этом импорт, как мы знаем, устойчиво растет, в том числе по причинам, связанным с необходимостью восстановления производственных цепочек и так далее. В этих условиях это ослабление курса — результат того, что мы сейчас проходим нижнюю точку с точки зрения поступления экспортной выручки из-за ее проседания в начале года, дальше динамика будет более гладкая», — отметил зампред ЦБ.

Сайт источник

Российские компании в условиях эмбарго  на поставку нефтепродуктов, тем не менее  в марте установили новый рекорд по объемам экспорта топлива по морю. Поставки выросли к марту 2022 года на 31,2% и составили 3,13 млн баррелей в сутки.

Отметим, что предыдущий рекорд был поставлен в феврале 2022 г., тогда этот показатель составил 3,1 млн баррелей в сутки.

Стоимость барреля российской нефти марки Urals превысила 60 долларов вслед за ростом цен на Brent, которая сейчас стоит чуть меньше 85 долларов. Brent резко подорожала в начале недели после решения стран ОПЕК+ сократить добычу.

Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в марте 2023 года составили 96,7 млрд рублей, тогда как в марте 2022 года они равнялись 152,8 млрд рублей, сообщается в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, размещенных на сайте Минфина.

В январе-марте 2023 года такие выплаты составили 253,3 млрд рублей против 351,6 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года.

Сайт источник

 

 

В марте дизельное топливо поставляли Турции. Объем отгрузок в эту республику вырос почти вдвое, и составил около 1,6 млн тонн. 

В Бразилию Россия отгрузила из своих портов приблизительно 300 тыс. тонн дизтоплива, аналогичный объем — в Объединенные Арабские Эмираты. Отгрузки в Саудовскую Аравию наоборот снизились на 86,3%, с 485 тыс. тонн в феврале до 66 тыс. тонн в марте.

Примерно 1 млн тонн дизтоплива отправились в африканские страны. Примерно 0,7 млн тонн мартовских поставок дизеля пока не имеют конечного пункта назначения. 2,5 млн тонн находятся в пути к месту назначения.

Объем торгов дизельным топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже  за период январь — март 2023 года вырос в натуральном выражении на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 3,173 млн тонн. При этом объем торгов автомобильными бензинами уменьшился на 3,7%, до 2,123 млн тонн, следует из материалов торговой площадки.

В целом объем торгов нефтепродуктами на бирже в первом квартале 2023 года увеличился на 5,7%, до 6,713 млн тонн. Однако в стоимостном выражении показатель снизился на 13,3%, до 280,44 млрд рублей.

Продажи бензина марки «Регуляр-92» за отчетный период уменьшились на 5,7%, до 1,328 млн тонн, в то время как объем реализации бензина марки «Премиум-95» вырос на 0,6%, до 0,776 млн тонн.

Сайт источник

Приоритетом российского энергетического экспорта следует сделать поставки продукции с большей добавленной стоимостью, в частности, продуктов нефтегазохимии, объявили в Минэкономразвития.

Как пояснили в ведомстве, «максимизация… экономического роста во многом зависит от способности решить именно этот вопрос».

По мнению же аналитиков, такой переход потребует существенных затрат, что в условиях снижения поступлений от продажи более привычных нефти и газа может оказаться проблематичным. Тем более, что потребуется решать вопросы, связанные и с инфраструктурой, и с оборудованием, и с технологиями.

Фактически предлагается постепенно уходить от простого экспорта сырья, делая акцент на поставках более сложной продукции. Но здесь, вероятно, есть свои ограничения. К примеру, чиновники также выступают за дальнейшее расширение экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из России. «Это ключевая задача в нынешних условиях, когда инфраструктура (поставок) в Европу пострадала, и мы потеряли достаточно большой объем экспорта трубопроводного газа. Мы будем развивать и поставки в восточные страны. Рынок СПГ развивается активно», – обращает внимание Новак.

РФ намерена к 2030 году выйти не менее чем на 100 млн т производства СПГ. Но для этого, по словам чиновника, необходимо, с одной стороны, обеспечить такие проекты ресурсной базой, с другой – обеспечить независимость с точки зрения технологий и производства соответствующего оборудования. Глава Минэнерго, в свою очередь, среди целей отрасли обозначил продолжение модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и создание нефтехимических мощностей.

Однако независимость технологий и производство собственного оборудования может стать проблемой. Продекларировать такие цели и на практике развивать импортонезависимость технологий – не совсем одно и то же.

 

Сайт источник

Нефтяники выступили с предложением повысить приоритетность поставок топлива по железной дороге для потребителей на востоке страны, скорректировав временные правила определения очередности перевозок ж/д грузов.

В условиях проблем пропускной способности БАМа и Транссиба, прием грузов к перевозке осуществляется с учетом приоритетов, установленных во временных правилах определения очередности. Предлагается закрепить за ними четвертую очередь (сейчас топливо входит в пятую), куда входят субсидируемые грузы.

 

Заказать топливо

Согласен

Отправляя форму Вы даете свое согласие на обработку персональных данных и подтверждаете, что ознакомлены с политикой в области обработки персональных данных